Вернуться к обычному виду

Проблемы защиты интеллектуальных прав в центре внимания предпринимательского сообщества

20.05.2013

 

Проблемы защиты интеллектуальных прав в центре внимания предпринимательского сообщества

 

С 22 по 26 апреля в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся VI Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век». Традиционно Форум проводится под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в соответствии с решением которой дни интеллектуальной собственности в 2013 году посвящены теме «Творчество – следующее поколение».

В рамках Форума прошли 16 тематических секционных заседания. В них приняли участие более тысячи человек, что свидетельствует о востребованности Форума в бизнес-среде, которая, с одной стороны, обусловлена возрастающей ролью результатов интеллектуальной деятельности в процессе построения инновационной экономики, а с другой, о наличии целого ряда проблем, которые требуют обсуждения. Это, в свою очередь, предопределило выбор основных тем для обсуждения на тематических секционных заседаниях Форума. Так, темами для дискуссии стали проблемы защиты интеллектуальных прав, вопросы экономики интеллектуальной собственности; особенности использования результатов интеллектуальной деятельности при экспорте продукции военного, двойного и специального назначения; развитие интеллектуальной собственности в сфере науки, образования, творчества и культуры и др.

Интерес к Форуму проявил Суд по интеллектуальным правам, который начал действовать в Российской Федерации с 2013 года. Следует отметить, что идея его создания была предметом длительного обсуждения предпринимательского сообщества, в том числе на двух предыдущих Форумах. В результате Палата активно поддержала не только саму идею, но и Федеральный конституционный закон о создании Суда по интеллектуальным правам. Суд в рамках Форума провел отдельное тематическое секционное заседание, а его представители участвовали в дискуссиях на всех остальных секциях.

25 апреля в работе пленарного заседания приняли участие Президент ТПП РФ Сергей Катырин, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, руководитель Секции стран Кавказа, Центральной Азии и Восточной Европы Департамента стран с переходной и развитой экономикой ВОИС Сауле Тлевлесова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Косоуров, председатель Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Иван Близнец, заместитель председателя руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Любовь Кирий, статс-секретарь-заместитель Министра культуры Российской Федерации Григорий Ивлиев, судья Суда Евразийского экономического сообщества от РФ Константин Чайка, начальник Управления торговых ограничений валютного и экспертного контроля ФТС России Петр Баклаков и другие.

Участники пленарного заседания Форума отмечали, что в современных условиях глобализации мировой экономики достижения науки и технологий стали определять динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности экономики государства. В этой связи интеллектуальной собственности отводится роль ключевого инструмента для обеспечения постоянного экономического роста и повышения конкурентоспособности субъектов разного иерархического уровня во всех сферах деятельности. Сегодня интеллектуальная собственность рассматривается как важнейший актив формирующейся экономики знаний, базовая составляющая успешного планирования и развития бизнеса.

Обсудив проблемы, возникающие в процессе создания и использования интеллектуальной собственности в разных областях и сферах деятельности, участники Форума отметили, что задача противодействия производству и распространению контрафактной продукции и борьба с нарушениями интеллектуальных прав должны оставаться приоритетами для государства.

На Форуме неоднократно затрагивались вопросы, связанные с несовершенством нормативно-правового регулирования защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе инновационного характера. Поэтому назрела необходимость корректировки законодательства. В этой связи было предложено:

- активизировать процесс принятия специального федерального закона                «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», в котором, детально регламентировать вопросы осуществления инновационной деятельности и, в числе прочего, предусмотреть комплекс законодательных мер, направленных на налоговое стимулирование инновационной деятельности;

- ускорить процесс разработки проекта федерального закона                «О технопарках в Российской Федерации», которые представляют собой эффективный механизм реализации венчурных проектов, модернизации и развития отраслей экономики Российской Федерации;

- разработать механизм четкого нормативно-правового регулирования и регламента взаимодействия между экспортерами продукции военного, двойного и специального назначения и органами государственной власти РФ, участвующими в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКР и ТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения, права на которые принадлежат РФ;

- установить порядок определения доходов от использования  результатов интеллектуальной деятельности, как одной из составляющей, влияющей на размер лицензионного платежа;

- разработать проект федерального закона, предусматривающего совершенствование таможенного и налогового регулирования ввоза в Российскую Федерацию зарубежного научного и лабораторного оборудования, приборов, материалов, образцов, что крайне важно в условиях ВТО; др.

По итогам обсуждения принята Резолюция Форума, которая будет направлена в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, в федеральные органы исполнительной власти, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, в Суд по интеллектуальным правам и заинтересованные организации.

 

Уполномоченный по защите бизнеса получил права

 

            Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» принят 26 апреля т.г. Государственной Думой и на следующий день одобрен Советом Федерации.

            Закон определил правовой статус Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и региональных уполномоченных и их права. Установлено, что Уполномоченный назначается сроком на 5 лет с учетом мнения предпринимательского сообщества.

В частности, в законодательство вводится обязательность немедленного исполнения предписаний федерального Уполномоченного (омбудсмена) по приостановлению ненормативных актов органов местного самоуправления. Омбудсмену предоставлено право направлять мотивированные предложения Президенту России об отмене правительственных постановлений и распоряжений, а также обжаловать решения арбитражных судов.

Поправки ТПП России, активно сопровождавшей законопроект на всех стадиях его подготовки и обсуждения, учтены: о назначении общественных представителей Уполномоченного (статья 7); о согласовании с Уполномоченным кандидатов на должности региональных уполномоченных (статья 9); об обязательности письменных ответов органов государственной власти и МСУ на обращения уполномоченных (статьи 5 и 10).

Закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования, за исключением ряда положений, для которых предусмотрен иной срок.

 

Заключаем сделки по новым правилам

 

24 апреля т.г. Государственной Думой в третьем чтении принят блок изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, касающийся положений о сделках. Они затрагивают ряд важнейших аспектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С принятием поправок оспаривать сделки станет сложнее. Стремясь обеспечить стабильность гражданского оборота, законодатель сократил возможность в судебном порядке признавать сделки недействительными. Например, сделки, совершенные с нарушением закона, теперь будут оспоримы, а не ничтожны как сейчас. К ничтожным будут отнесены лишь сделки, соответствующие двум критериям: они не только нарушают закон, но и посягают на публичные права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Разработчики законопроекта настаивали на запрете сделок под условием, наступление которого зависит от воли одной из сторон. Вместе с тем указанный механизм является крайне востребованным в сложных сделках (например, совместные предприятия, финансовые сделки, реструктуризация долга под условием погашения обязательств перед другими кредиторами и др.). Поэтому в принятой редакции решили оставить существующее в настоящее время положение о допустимости условных сделок.

С вступлением в силу поправок у предпринимателей появится возможность выдавать специальную так называемую безотзывную доверенность, в то время как сейчас отозвать доверенность можно в любое время. Безотзывную доверенность, в частности, можно будет выдавать для осуществления голосования на общем собрании акционеров (если право передачи голоса предусмотрено акционерным соглашением), для регистрации залога и в других случаях. Указанная доверенность должна быть нотариально удостоверена.

Несоблюдение требования о нотариальном удостоверении сделки влечет ее ничтожность. Важное практическое значение имеет закрепление в Гражданском кодексе понятия «нотариальное удостоверение сделки». Это означает, прежде всего, проверку нотариусом законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение.

Большая часть принятых изменений вступит в силу с 1 сентября 2013 года.

 

К вопросу о банкротстве физических лиц

 

20 апреля т.г. Верховный Суд РФ внес на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона № 263730-6 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Законопроектом предлагается установить процессуальный порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, судами общей юрисдикции. В настоящее время рассмотрение подобных дел отнесено к компетенции арбитражных судов. Вместе с тем, в случае рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве гражданина разрешение вопросов определения размера долговых обязательств должника, установления объема конкурсной массы и т.п. будет связано с необходимостью исследования иных вопросов, вытекающих из семейных, гражданско-правовых, трудовых и иных отношений, субъектом которых является гражданин-должник. Указанные отношения не могут быть предметом разрешения арбитражных судов в силу их характера и субъектного состава.

Согласно законопроекту в отношении дел о банкротстве граждан суды должны будут руководствоваться правилами искового производства. Дела о банкротстве гражданина будут разбираться по месту жительства должника. Ситуация, когда оно неизвестно, в проекте не учтена.

Неясным остается вопрос, как положения внесенного законопроекта корреспондируются с новеллами законопроекта № 105976-6, которым вносятся изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника, и который уже принят Государственной Думой в первом чтении.

 

Налог на недвижимое имущество – недалекая перспектива

 

Правительство РФ подготовило поправки к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ», предусматривающие введение налога на недвижимое имущество. 24 апреля они обсуждались на рабочей группе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По сравнению с редакцией указанного законопроекта, внесенного группой депутатов Госдумы и принятого в первом чтении 10 июня 2004 года, поправки предусматривают принципиально новую его редакцию. Объектом налогообложения будут являться:

1) здание, строение, сооружение, жилое и нежилое помещение;

2) объект незавершенного капитального строительства;

3) земельный участок.

Общее имущество многоквартирного дома не признается объектом налогообложения.

При исчислении налога для жилого помещения предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости каждого объекта налогообложения на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади объекта. Если объект налогообложения меньше 20 квадратных метров, налоговая база принимается равной нулю.

Для объектов налогообложения, суммарная кадастровая стоимость которых составляет до 300 млн. руб. включительно (учитываются все объекты недвижимого имущества на территории РФ) налоговая ставка устанавливается:

0,1 % в отношении жилого помещения, в т.ч. жилого здания, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном объединении, а также относящихся к ним  объектов незавершенного капитального строительства;

0,3% в отношении земельных участков, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения, участков под жилищным фондом, а также предоставленных для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства, животноводства.

В отношении земельных участков, не относящихся к вышеперечисленным – 1,5%, в отношении других объектов налогообложения, не являющихся земельными участками - 0,5%.

Для объектов налогообложения, не являющихся земельными участками,  кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб., налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в размерах от 0,5 до 1%.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков, кадастровой стоимости и (или) вида использования соответствующего объекта, а для земельных участков – в зависимости от категорий земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.

Планируется, что новый налог вводится в силу с 1 января 2014 года, до 1 января 2018 года устанавливается переходный период, в течение которого органы местного самоуправления вправе по своему усмотрению принимать решение о его введении или применять действующие земельный налог и налог на имущество физических лиц.

При обсуждении проекта поправок ТПП РФ отмечала, что в ряде мест фискальная нагрузка на граждан может возрасти в 10 и более раз, при этом разработчиками не представлена оценка  социально-экономических последствий вступления закона в силу.

Льготы по налогу на недвижимое имущество в НК РФ не предусмотрены и могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Фактически это приведет к тому, что они не будут установлены.

По мнению Палаты, основные льготы по налогу и круг лиц, на которых они распространяются, следует установить в Налоговом кодексе РФ. Представительным органам муниципальных образований следует предоставить право принимать решения о расширении перечня льготных категорий плательщиков, увеличении размера необлагаемой налогом суммы для отдельных их категорий. ТПП РФ полагает, что целесообразно провести дополнительное обсуждение и доработку проекта.

 

Правительство предложило новую «пенсионную формулу»

 

Правительством РФ подготовлены предложения об основных принципах и положениях модернизации условий назначения и исчисления размеров трудовых пенсий, которые должны определять новую пенсионную формулу. В соответствии с данными предложениями основными условиями для назначения трудовой пенсии являются:

1.      Страховой стаж не менее 15 лет.

В настоящее время требуется стаж уплаты страховых взносов - 5 лет. Планируется, что повышение страхового стажа должно проходить с 2015 года на один год ежегодно в течение 10 лет.

2. Уплата за всех застрахованных лиц (не только относящихся к самозанятым) страхового взноса не менее минимального годового размера.

С 2015 года минимальный годовой размер страхового взноса должен определяться из облагаемой базы не менее 2 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в месяц.

3. Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за весь период страхового стажа не менее 2,3.

По информации разработчиков, в соответствии с новыми правилами предполагается достигнуть коэффициента замещения средней заработной по РФ платы средней пенсией по РФ при страховом стаже 30 лет - 43% и 58% при отложенном на 5 лет возрасте выхода на пенсию.

Возражения вызывают следующие предложения Правительства РФ:

1. Увеличение финансовой нагрузки на работодателя по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование в среднем на 4% в связи с повышением облагаемой страховыми взносами базы с действующего размера 1,6 до 2,3 (примерно 1 млн. руб.) средней заработной платы по РФ.

2. Работающие пенсионеры не будут получать базовую часть пенсии и лишаются права на перерасчёт страховой части пенсии, хотя работодатель продолжит уплачивать за них взносы в Пенсионный фонд РФ.

3. На получение трудовой пенсии не будут иметь права работники с низкими заработками - менее 2 МРОТ в месяц и выше в дальнейшем.

Следует отметить, что МРОТ является конституционной гарантией. Число застрахованных лиц с заработной платой ниже 2 МРОТ составляет более 6 млн. человек и еще 38 млн. человек работает в «тени», не уплачивая со своих доходов налоги и взносы на обязательное социальное страхование. Таким образом, в будущем более половины российских граждан трудоспособного возраста не приобретет права на трудовую пенсию, а будет получать социальную пенсию по достижении определенного возраста за счет средств бюджета.

4. Отсутствует понятная пенсионная формула, позволяющая каждому рассчитать размер будущей пенсии.

Ключевые параметры «пенсионной формула» требуют всестороннего обсуждения и последующей корректировки для устранения возможных негативных последствий предлагаемых новаций.

 

«Дорожная карта» по таможне «пробуксовывает»

 

            Законодательное обеспечение «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования» стало темой парламентских слушаний, состоявшихся 4 апреля т.г. в Государственной Думе.

            Отмечено, что «дорожная карта» по совершенствованию таможенного администрирования требует серьезных доработок. Эксперты недовольны ходом реализации прописанных в «карте» мер: из запланированных мер по улучшению «таможенного климата» на сегодняшний день реализовано менее половины. Из 40 пунктов, заложенных в этом документе, по 15 позициям наступил срок выполнения. Согласно информации рабочей группы Агентства стратегических инициатив по проекту таможенной «дорожной карты» и по отчетам ФТС России, выполнены только 6 пунктов, еще 5 – в процессе выполнения, а 3 – не реализованы.

На слушаниях отмечено, что поставлена цель - сократить простои внешнеторговых грузов на территории страны в 7 раз, однако на деле 30-40% времени в пути от места отправления до места назначения грузы простаивают на границе.

В бизнес-сообществе полагают, что «карта» далека от совершенства. По итогам мониторинга выяснилось, что реализован лишь пункт о сокращении сроков подготовки и получения документов со стороны Банка России. Согласно изменениям, Центральный банк РФ передал на федеральном уровне в ФТС России сведения обо всех оформленных уполномоченными банками паспортах сделок по внешнеторговым контрактам.

По остальным мероприятиям бизнесмены действия таможни слишком формальны. Это касается одного из ключевых предложений бизнеса по предварительному информированию о товарах, ввозимых на территорию России, в рамках системы управления рисками.

Опасения вызывает пункт, согласно которому в 2012 году было необходимо реорганизовать и ликвидировать региональные таможенные управления и посты. На практике это означает изменение месторасположения постов, сферы их компетенции и т.д. В связи с этим решения ФТС России по реорганизации и специализации таможенных постов непосредственно сказываются на положении участников внешнеэкономической деятельности, что нанести серьезный ущерб интересам участников ВЭД.

 

Коротко

 

9 апреля Государственной Думой принят в первом чтении правительственный законопроект № 190725-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (в части совершенствования порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками). Проектом   предусматривается совершенствование порядка досудебного рассмотрения налоговых споров путем урегулирования процедуры подачи и рассмотрения апелляционной жалобы в вышестоящие налоговые органы на решения нижестоящих налоговых органов, а также путем урегулирования сроков подачи и рассмотрения указанных жалоб.

9 апреля Государственной Думой принят в первом чтении  правительственный законопроект № 194839-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части распространения процедуры оценки регулирующего воздействия». Проектом предусматривается закрепление процедуры ОРВ в отношении подготавливаемых нормативных правовых актов субъектов РФ (с 2014 года) и муниципальных образований (с 2015 года), а также введение экспертизы действующих региональных и муниципальных актов.

12 апреля депутатами Государственной Думы внесен проект федерального закона № 258106-6 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Законопроект предусматривает переход к применению дифференцированного подхода при установлении страховой нагрузки на самозанятых граждан (в зависимости от получаемых ими доходов от предпринимательской деятельности). Так, для  индивидуальных предпринимателей с годовым доходом до 300 тыс. руб. предлагается исчислять взносы в Пенсионный фонд РФ исходя из 1 МРОТ. Для тех, чей годовой доход превышает 300 тыс. руб. - 1 МРОТ плюс 1% от суммы превышения фактически полученного предпринимателем годового дохода над «пороговой» величиной, равной 300 тыс. руб. ТПП России поддерживает законопроект.

            12 апреля Государственной Думой принят в первом чтении правительственный законопроект № 222788-6 «О признании утратившей силу части семнадцатой статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в части отмены ограничений для собственников банка): из Закона исключается норма о запрете учредителям банка выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

15 апреля опубликовано Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 года № 76, которым утверждено Положение о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза. Согласно Положению декларация о соответствии, составленная по единой форме должна быть зарегистрирована в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Регистрацию осуществляют органы по сертификации, включенные в единый реестр таких органов и испытательных лабораторий ТС, или уполномоченные органы стран ТС. Решение вступит в силу 15 мая 2013 года.

19 апреля состоялось заседание Комитета ГД по бюджету и налогам, на котором рассматривался законопроект «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», внесенный депутатами Госдумы Р.М. Марданшиным, В.В. Климовым, Т.О. Алексеевой,              А.Ю. Мургой и др. Проект предусматривает освобождение налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности ведения бухгалтерского учета. За эту меру выступала ТПП России и другие объединения предпринимателей. По итогам заседания Комитет рекомендовал авторам, не отзывая перевнести законопроект с учетом замечаний Комитета.

26 апреля Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Законопроект направлен на снятие существующих ограничений и расширение возможных форм реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) с целью создания правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации. Проектом закона предлагается унифицировать подходы к правовому регулирования ГЧП, определить полномочия Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований при реализации проектов ГЧП, установить обязательства публичного и частного партнеров при реализации соглашений о ГЧП, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером.

26 апреля Советом Федерации одобрен Федеральный закон                «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и Федерального закона «О персональных данных» (проект              № 217355-4). Ко 2 чтению законопроекта Правительством РФ были подготовлены поправки, излагающие в новой редакции главу 14 Трудового кодекса РФ о защите персональных данных работника. Палатой направлялись замечания на новую редакцию этой главы в профильный Комитет ГД и Комитет ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов. В результате замечания учтены, принятый Федеральный закон никаких существенных изменений в Трудовой кодекс РФ не вносит.

 

 

 

 


Возврат к списку