Вернуться к обычному виду

Из глубины веков до наших дней

21.06.2016

Из глубины веков до наших дней.

       «Куклы наших бабушек» - под таким названием открылась выставка в Городищенском историко-краеведческом музее 20 мая. Уже само название открывает завесу тайны экспозиции –  на ней выставлены более ста экспонатов, выполненных по технологиям русской тряпичной куклы и небольшая  часть авторских кукол.

       В стеклянных витринах разместились яркие тряпичные куколки, совсем маленькие с палец, с ладонь и побольше – с локоть. Безликие загадочные создания каким - то непонятным образом манят к себе, притягивают взоры    посетителей, которые подолгу их рассматривают, пытаясь понять глубинный смысл нехитрых поделок.

       Кострома,  Березка, Мокредина, Семик и Семичиха, Русалка, Масленица, Суховейка ,… Какой смысл и предназначение были у кукол и что значили они для наших прабабушек несколько столетий назад?

      Все вышеперечисленные куклы особенные –  ритуальные, они  изображают мифических персонажей весенне-летних обрядов,  знаменовшие переход к весенне-летнему циклу. Куклы являлись участницами обрядов, имевших магический смысл: передавать весеннюю силу растительности новому урожаю. В далекие времена это были куклы для взрослых,   их роль была предопределена ещё в процессе изготовления: кукол сжигали, «хоронили» - приносили в дар богам,  веря, что таким образом мир станет лучше, чище, богаче.

       Большинство   экспонатов на выставке – это обереги, считалось, что они способны защитить человека от различных напастей, бед, болезней и злых духов, помогают сохранить семью, найти любовь, приобрести и сохранить благополучие и богатство, принести удачу. Крупеничка и Богач, многочисленные куватки, Спиридон – солнцеворот, Кузьма и Демьян, День – и - ночь, Лихорадки, Мировое дерево и прочие куклы были   для наших предков   не просто детской забавой или оригинальным предметом интерьера, а магическим предметом, который должен был делаться в соответствии с определенными правилами и обладал магической силой. 

         Вот история одной необычной куколки, расположившейся на свадебном рушнике, в центре экспозиции,  называется она «неразлучники» – это обрядовая и обереговая кукла, которая подвешивалась  во главе свадебного поезда, везущего новобрачных в дом жениха после венчания. Эта кукла отводила недобрые взгляды от невесты и жениха. Символизм неразлучников в том, что они делаются на едином основании из единого куска – получается одно неразрывное целое. Основу составляет либо лучина, либо щепка, жгут из ткани. Так у невесты и жениха получается одна единая рука, чтоб шли по жизни рука об руку неразлучно, и в горе и в радости - вот какой глубокий смысл хранит в себе незатейливая кукла.

         Более понятна, известна и любима кукла в качестве детской игрушки. Тряпичные куклы выполняли развивающую функцию для ребенка, приобщая его к традициям и культуре народа, приучали детей к труду. Тряпичная кукла давала ребенку свободу для искусства и не только в игре, где ребенок отражал свой растущий опыт, но и в освоении трудовых навыков. Девочки - подростки стремились сделать кукол красивыми, аккуратными - кукла на «выхвалку». Куклы давали возможность самоутвердиться среди ровесниц. Их брали на посиделки, чтобы продемонстрировать навыки изготовления текстиля, шитья, вышивания. Благодаря кукле ребенок с ранних лет усваивал значение женщины – матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции.   Кукла была символом продолжения рода, игра в куклы особенно поощрялась.

          Именно игровая кукла впервые   стала предметом научного и общественного внимания в конце 1870-х годов. Связано это с деятельностью выдающегося деятеля русской науки Е. А. Покровского. В его книге  «Детские игры преимущественно русские»,   можно прочитать и о русской тряпичной кукле «…куклы немало содействуя доброму направлению ума и фантазии ребенка, характера и практической деятельности его в будущем, вместе с тем немало содействуя развитию его языка, речи, голоса, так как дети в своих играх с куклами нередко помногу говорят, поют, и, наконец, что ещё драгоценнее, мало помалу содействуя таким образом с малых лет развитию добрых, семейно-нравственных понятий и правил,  очевидно, заслуживают полного одобрения и поощрения».

          К сожалению, было время в истории нашего общества, когда социальная роль тряпичной куклы  стала несущественной, на смену ей пришли резиновые малыши и пластиковые красотки, но, как оказалось, они не справились с той огромной воспитательной функцией, которую несла народная славянская кукла. Период отсутствия «мотанки» -  это невозвратно утерянное звено в культурной  связи нашего поколения с прошлым. К великой радости, по крупицам оно восстанавливается этнографами, и возвращаются мягкие и красивые куколки из небытия в наш современный мир.

          На выставке в историко-краеведческом музее представлены работы замечательного клуба  с красивым славянским названием «Плетеница»что означает  «венок» (венок характеров, судеб, умений, видов рукоделия). Сейчас в него входят: Каледина Г.Е., Гарибян М.М., Ларина О.А., Шершицкая Г.А., Ханжина Г.Г., Шевлякова Е.П., Подковкина Т. П., Сосна Е.И., Жоголева Т.А., Михайловская В. В.

  Умелицы перенимают опыт мастеров России по изготовлению русской тряпичной куклы, ими создана уже приличная  коллекция, которую они   выставили   в музее и которую планируют  сделать перевозной, пополнять её новыми экспонатами, привезёнными с мастер-классов, а также постепенно  некоторые имеющиеся куколки довести до совершенства,  следуя  строгим славянским канонам.

      Экспозиция в зале музея плавно меняется, тряпичные куклы становятся более сложными, наряды их изобилуют бантами, кружевом, расшиты бисером, лица их расписаны, они более современные, и сюжет их более понятен посетителям - это авторские куклы,  или куклы, которые придумал и выполнил конкретный мастер. Одна из самых интересных композиций «Казачка держит мужчин на ухвате» (автор Т.А. Жоголева), но кто не поймет, что идея этого сюжета стара, как мир – всё в доме держится на плечах женщины.  Авторские куклы наших мастериц это уже тканевая скульптура,  в которой посетители смогут  узнать житейские картинки современного быта,   а более внимательные оценят творческую фантазию автора и, конечно, найдут сходство между  добросердечным, неугомонным, любознательным характером куклы и автора.

         В ноябре этого года у клуба «Плетеница» юбилей – исполняется десять лет  их творческой деятельности. Как хорошо, что в нашем поселке есть такое  объединение талантливых людей, изучающих, хранящих и пропагандирующих традиционную славянскую культуру и русскую тряпичную куклу. Хочется пожелать им творческого  долголетия, успехов в освоении старинных секретов и полета фантазии в изготовлении авторской куклы!

         Выставка «Куклы наших бабушек» будет работать в Городищенском историко-краеведческом музее до конца июля. Приглашаем посетить её родителей вместе с детьми, обязательно под руководством сотрудников музея сделать оберег. Сделать такую поделку совсем несложно: достаточно следовать всем рекомендациям и верить в эффективность магического предмета.


Сотрудник МБУК «Городищенский историко-краеведческий

 музей им. Г.С. Шаповалой» Л.Д.Кияшко





Возврат к списку