16.10.2024
Правовое регулирование миграции населения по законодательству Российской Федерации
Правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации происходило в несколько этапов, которые отражают эволюцию развития процессов миграции в нашей стране. В настоящее время основу национального миграционного законодательства Российской Федерации составляют следующие нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Статья 27 говорит нам о том, что: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» и «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». Эта статья устанавливает основные конституционные гарантии свободы передвижения и выбора места пребывания для всех граждан России. Она подчеркивает право каждого человека на свободное передвижение по территории страны, выбор места жительства и выезд за ее пределы. Также статья гарантирует гражданам России право на возвращение на территорию Российской Федерации без каких-либо препятствий. Эти нормы направлены на защиту свободы личности и обеспечение ее конституционных прав. Данные свободы могут быть ограничены только на основании федерального закона или решения суда.
2. Международные договоры. Одним из значимых договоров является «Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 года». Этот договор устанавливает минимальные стандарты для защиты прав мигрантов, включая равные возможности трудоустройства, равную оплату за труд, социальное обеспечение, доступ к образованию и здравоохранению, а также защиту от дискриминации. Конвенция признает важность уважения прав и достоинства всех трудящихся мигрантов независимо от их статуса и призывает государства-участники принимать меры для обеспечения соблюдения этих прав. Этот договор направлен на создание более справедливых условий для трудовой миграции и защиты прав мигрантов и их семей на международном уровне.«Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области миграции между Российской Федерацией и Международной организацией по миграции» (МОМ) является договором, который устанавливает рамки сотрудничества между Россией и МОМ в области миграции. В целом, можно отметить, что подобных договоров огромное количество, но основными стоить выделять именно эти.
3. Соглашения. Важными соглашениями для России являются «Соглашение от 30 ноября 2000 года о взаимных безвизовых поездках граждан между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистана». Это упрощает взаимодействие между людьми, становится доступным туризм и укрепляются экономические, социальные и культурные связи. Помимо двух вышеуказанных, важно отметить «Соглашение о сотрудничестве в борьбе с нелегальной миграцией между странами СНГ». Соглашение было принято в 1998 году, и его цель заключается в совместных усилиях стран СНГ для противодействия незаконной миграции, контроль государственных границ и пресечение попыток незаконного пересечения стран СНГ.
4. Федеральные законы. Политика государства в области миграции также определяется федеральными законами. Среди существующих ныне федеральных законов необходимо выделить следующие: Федеральный Закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства», Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ, Федеральный закон "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 года N 4730-1, Федеральный закон "О статусе беженцев в Российской Федерации" от 19 февраля 1993 года № 4528-1, Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ.
5. Постановления Правительства РФ. Для выполнения вышеперечисленных федеральных законов также были приняты следующие постановления: Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на временное проживание и временное пребывание на территории Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2012 года № 1162 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере миграции", Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 года № 21 "Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации".
6. Указы Президента РФ. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 "О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». В документе определяются цель, принципы, задачи и основные направления миграционной политики исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции. Концепция направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в Россию лиц, которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества.
Поток мигрантов в нашу страну ежегодно только увеличивается, в связи с чем, нам необходимо принять серьезные меры для усовершенствования правового регулирования в данной сфере.
Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев