Вернуться к обычному виду

Мониторинг новостей по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

28.12.2013

Как интересы энергетиков приблизить к запросам потребителей

Энергетическая стратегия до 2030 года диктует переход на максимально эффективное использование энергетических ресурсов. Как следствие, предприятия данной отрасли стоят перед задачей перехода на новый технологический уровень путем глобальной модернизации и внедрения новых технологий. Однако предварительно необходимо решить ряд серьезных проблем. Перспективы отрасли в регионе обсудили участники «круглого стола» по проблемам энергетики, который прошел 11 декабря 2013 года в редакции газеты «Волгоградская правда».

Дотянуть до ста

Развитие энергетики неотделимо от понятия энергоэффективности отрасли, которое распространяется как на генерацию, транспортировку ресурса, так и на его потребление. При этом сегодняшняя эффективность российской энергетики на порядок ниже, чем в странах с развитой экономикой.

– Энергетическая эффективность в глобальном понимании – это возможность высокотехнологичного комбинированного получения тепловой или электрической энергии при сжигании натурального вида топлива, – отмечает замдиректора по научной работе филиала Московского энергетического института в Волжском Махсуд Султанов. – Есть такой показатель, как коэффициент использования теплоты топлива. Энергосистема может быть эффективна тогда, когда мы сжигаем 100% топлива и в идеале генерируем 100% электроэнергии и тепла, которое затем полностью используем. Энергетические системы в зарубежных странах сейчас имеют коэффициенты использования теплоты топлива на уровне 75-85%. В России же по статистике этот показатель достигает значений 40%.

Наследие

Причины нынешнего положения дел в генерации уходят корнями в прошлый век. Как было отмечено на встрече, в советское время отрасль развивалась в основном за счет экстенсивного увеличения объема производимого ресурса. Дешевое сырье предопределило рост технологического отставания, которое к началу двухтысячных привело к серьезному кризису отрасли.

Ситуацию усугубляло резкое падение потребления энергоресурсов из-за остановки ряда промышленных предприятий. В районах же Волгоградской области, по словам заместителя директора ГБУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» Юрия Котлярова, нагрузка на отдельные котельные и вовсе сократилась с 90% до 30%, а кое-где и 5-10%. Понятно, что при таких условиях отрасль по определению не могла быть эффективной.

– Новые экономические условия, направления развития промышленности и коммунального хозяйства обусловили необходимость децентрализации источников энергии, – отмечает Юрий Котляров. – Это было связано и с ветхим состоянием сетей, которые приводили к большим потерям ресурса при его транспортировке, и с невозможностью модернизировать старые котельные. В итоге из более чем 1300 котельных в Волгоградской области почти 1000 были закрыты. Их потребителей перевели на поквартирное отопление: коэффициент полезного действия подобных источников составляет 85-90%.

Оставшиеся же котельные оказались в непростой ситуации. Раньше, до установки в многоквартирных домах приборов учета, потери в сетях по сложившейся практике списывались на потребителей. Но с появлением счетчиков это стало невозможным. В это же время жестко регламентированные тарифы не позволяли закрыть потери и путем повышения стоимости энергоресурса. Что касается промпредприятий, то тем из них, которые остались на плаву, с некоторых пор и вовсе оказалось выгоднее строить и содержать собственные котельные, чем покупать ресурс со стороны.

Положение дел в сфере выработки электроэнергии также изобилует проблемами. Старение сетей, трансформаторов и в дополнение большая протяженность российских сетей приводит к большим потерям при транспортировке ресурса.

– Сегодня главное – это разработка и утверждение схем теплоснабжения и электроснабжения региона, которые будут выгодны как поставщикам ресурса, так и потребителям, – подчеркивает Юрий Котляров. – С их помощью мы сможем понимать, как эффективно использовать условия города, села, различных территорий. К сожалению, создание данных схем тормозит недостаточная проработка вопросов экономического и социального развития. Ведь часто прогнозные цифры не отражают реальное положение дел. К примеру, мы прогнозируем, что через столько-то лет на такой-то территории будет в два раза больше потребителей. В действительности же их становится меньше. Если подобные ошибки будут отражены и в схемах обеспечения энергоресурсами, они обойдутся всем нам очень дорого.

Киловатты по уму

Как отметили участники "круглого стола", не терпит отлагательств вопрос разработки программы или предложений по обеспечению баланса интересов поставщиков и потребителей электрической энергии в рамках развития волгоградской энергосистемы до 2020 года. В основу предложений должны быть включены мероприятия по определению факторов сдерживания роста тарифов на энергоносители с учетом не только выполнения программ развития электросетевого комплекса, но и интересов потребителей. Внедрение инновационных моделей отношений между поставщиками и потребителями могут исключить развитие распределенной (собственной) генерации у потребителей (промышленные предприятия), стагнацию энергетики и промышленности в регионе, отнесение всех сетевых потерь на конечного потребителя (население).

Также отрасль нуждается в инвестициях. Но здесь серьезным сдерживающим фактором является отсутствие доступных кредитов с низкой процентной ставкой. Финансирование же ряда региональных программ по внедрению энергоэффективного оборудования сдерживает дефицит бюджетных средств. Так, например, в Волгоградской области разработана инвестиционная программа общей стоимостью примерно 2 миллиарда рублей, которая предусматривает установку приблизительно 2000 энергоэффективных насосов. Однако ее реализация возможна только на условиях софинансирования. Но на 2014 год в казне региона средств на эти цели не предусмотрено.

– Эффективная энергетика должна опираться в первую очередь на культуру производства и потребления энергоресурсов, – уверен директор ООО «СтройПромЭкспертиза» Сергей Ткачев. – При производстве ресурса во главу угла должна быть поставлена экономия, при транспортировке разумные тарифы, при потреблении – экономия и понимание того, что надо платить за израсходованные объемы.

Например, парадоксально, но факт: по словам специалистов, внедрять энергосберегающие мероприятия многие организации начинают только после того, как понимают, что им больше не удастся недоплачивать или занижать показания приборов учета. Следовательно, повышение дисциплины договорных отношений – одна из первоочередных задач.

– Но вряд ли все это приведет к переменам, если мы не добьемся главного – стабильности и надежности работы отрасли, – подчеркивает Сергей Ткачев. – Ведь любой сбой, порыв в сети ведет к огромным потерям, которые способны свести на нет любую экономию. Энергетика нуждается в создании условий, при которых можно будет более-менее точно планировать и прогнозировать работу на определенный промежуток времени. Только в этом случае удастся рассчитывать на привлечение серьезных инвестиций и кардинальную модернизацию отрасли.

Ну а возобновляемые источники энергии, как ожидается, уже в ближайшее время должны занять свое место в энергетической отрасли.

Екатерина Елфимова

Источник: Волгоградская Правда

http://vpravda.ru/News/Economy/14107

За энергоэффективность ответят шесть министерств

К реализации госпрограммы привлекли все заинтересованные ведомства

Неудовлетворительные результаты реализации госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики на 2013–2020 годы» заставили правительство пересмотреть подходы к ее реализации. Теперь отвечать за результаты станут, помимо Минэнерго и Минэкономразвития, еще четыре ведомства: Минстрой, Минтранс, Минсельхоз и Минпромторг. К весне следующего года ведомства должны представить в правительство проекты отраслевых «дорожных карт» по поэтапному внедрению до 2018 года инновационных технологий в основных энергоемких отраслях.

Напомним, что в начале года представители Минэнерго констатировали, что достичь запланированных показателей по госпрограмме к 2020 году не удастся — отставание от графика критично. За два года реализации госпрограммы ни в одной из отраслей не были достигнуты установленные показатели. В связи с чем возникла потребность пересмотреть порядок ее реализации.

Как пояснили в Минэнерго, изначально ведомство разработало госпрограмму и было ответственным за ее результаты. Однако запланированные показатели по снижению энергоемкости ВВП на 40% включали в себя не только технологический сдвиг, за который отвечало министерство, но и системный — развитие неэнергоемких отраслей. В соответствии с документом, реализация госпрограммы должна обеспечить снижение энергоемкости ВВП в 2020 году на 13,5% к уровню 2007 года. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций к 2020 году должна возрасти до 25%, а внутренние затраты на исследования и разработки предприятий, реализующих инновационные программы, на 3%.

Дмитрий Медведев поручил всем заинтересованным ведомствам распределить ответственность за результаты госпрограммы по своим секторам. Координатором госпрограммы в соответствии с поручением, стало Минэкономразвития.

— Поручение правительства означает системное изменение подхода к проблеме повышения энергоэффективности в стране, — прокомментировал для «Известий» заместитель министра энергетики Антон Инюцын. — Теперь в эту работу будут вовлечены все ведомства, а не только Минэнерго. Минпромторг будет отвечать за повышение энергоэффективности в промышленности, Минсельхоз в сельском хозяйстве, Минстрой в строительстве и т.д.

По словам Инюцына, предстоит серьезная корректировка отраслевых госпрограмм, где должны появиться индикаторы энергоэффективности. Таким образом, появится информация о вкладе каждой из заинтересованных сторон в общую задачу по снижению энергоемкости ВВП. Кроме того, будут скорректированы инвестиционные программы госкомпаний, в которых появятся учтенные расходы на энергоэффективность.

Источник: деловая газета «Известия»

http://izvestia.ru/news/562504

«Эсеры» хотят запретить социальные нормы потребления электричества

В «Справедливой России» считают необходимым отказаться от введения социальных норм на потребление электроэнергии. Поправки в закон об энергосбережении подготовили первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, председатель комитета ГД по энергетике Иван Грачев, члены комитета по бюджету Наталья Петухова и Дмитрий Ушаков и член комитета по энергетике Андрей Крутов.

По данным Минэнерго, примерно треть потребляемой в стране электроэнергии теряется из-за нерационального использования. При этом реальный сектор экономики страдает от так называемого перекрестного субсидирования, когда тарифы на электроэнергию для собственников жилья занижаются за счет повышенных ставок для предприятий и организаций. Для устранения этой ценовой диспропорции в июле было издано постановление правительства о вводе в стране социальных норм потребления электроэнергии. Согласно ему, в пределах определенного объема (конкретную цифру, согласно принятому в 2009 году закону об энергосбережении, имеют право устанавливать государственные и региональные власти) цена 1 кВт·ч электроэнергии будет для потребителей ниже экономически обоснованной. Зато сверх этой нормы она может быть значительно выше. По мнению властей, это станет стимулом для населения экономить электричество, использовать энергосберегающие технологии.

С 1 сентября в семи пилотных субъектах РФ — Красноярском и Забайкальском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской и Самарской областях — были введены социальные нормы электроэнергии. Они составили от 50 до 200 кВт в месяц на человека в зависимости о состояния жилья, числа проживающих и среднего уровня потребления в регионе. Если эксперимент окажется успешным, с 1 июля 2014 года социальные нормы должны быть введены на всей территории страны. В дальнейшем их предполагается распространить и на другие услуги ЖКХ.

Однако в отдельных регионах уже выступили против этого. Так, 10 декабря депутаты Мурманской облдумы написали обращение к главе правительства Дмитрию Медведеву с просьбой не внедрять социальные нормы в северных регионах страны.

В «Справедливой России» считают, что их не нужно вводить и в других регионах, поскольку на самом деле социальные нормы только ухудшат положение наиболее социально незащищенных слоев населения. «Введение социальных норм потребления населением энергетических ресурсов фактически не создает возможности снижения тарифов на электроэнергию, а, наоборот, вызовет повышение тарифов за потребляемые населением энергетические ресурсы за пределами социальной нормы, что станет еще одним механизмом повышения расходов населения на оплату коммунальных услуг», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, который лишает государственные и муниципальные органы власти права устанавливать социальные нормы энергопотребления.

— Если цель — экономить электроэнергию, то почему начали с населения? Оно потребляет 10–12% энергоресурсов. У нас и так заниженные уровни энергопотребления из-за низкого уровня жизни. В четыре раза ниже, чем в США, и в два раза ниже, чем в Германии. А у них климат гораздо мягче, — рассуждает Оксана Дмитриева. — Это просто завуалированное повышение тарифов. В пределах социальной нормы будет регулируемый тариф, за ее пределами он может расти как угодно. И по семи регионам, где они были введены, уже ясно, что эти нормы будут совершенно произвольными: в Нижегородской области — 50 кВт·ч, а в соседней Самарской —150 кВт·ч.

Она считает, что оптимизацию отечественной электроэнергетики нужно начинать с энергокомпаний.

— У нас завышенные тарифы, завышенные издержки, завышенные зарплаты и бонусы. И резервы для сокращения нужно искать там, а не заставлять население платить больше. А социальные нормы нужно отменить, — подчеркнула Дмитриева.

В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства отказались комментировать инициативу «эсеров».

— В настоящее время идет анализ реализации «пилотов». По его результатам можно будет сделать выводы о готовности регионов к внедрению социальной нормы потребления на электрическую энергию, — пояснили в ведомстве.

Замдиректора НП «Сообщество потребителей энергии» (объединяет крупных потребителей энергии — ММК, НЛМК, «Русал», СИБУР, «Евраз», УГМК и других) Валерий Дзюбенко указывает, что введение социальных норм не сможет полностью решить проблему перекрестного субсидирования.

С 2004 года оно выросло вчетверо — с 82 млрд до 324 млрд рублей в год. При этом энергопотребление населения хоть и выросло, но точно не в разы. По данным энергоцентра «Сколково», более 80% перекрестки «зашито» в тариф сетевых компаний и они используют перекрестное субсидирование как механизм получения дополнительных средств с промышленности. По некоторым оценкам, уже около половины денег, которые крупные потребители платят за электричество, — это просто накрутка сетевиков, которые пользуются своим монопольным положением.

— Поэтому прежде чем будоражить население, стоит всерьез заняться повышением эффективности сетевых компаний, их расходов, и именно там искать основные источники для решения проблемы перекрестного субсидирования, — говорит Дзюбенко.

Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков поддержал «эсеровский» законопроект.

— Отменять их, безусловно, нужно. Социальные нормы составлены непонятно кем, они оторваны от реального положения большей части населения. По подсчетам экспертов, на эти нормы вообще невозможно существовать, — говорит Аншаков. — По некоторым регионам банальный электрочайник уже в них не вписывается. Это скрытое повышение тарифов. По политическим причинам власть не может признать, что денег не хватает, поэтому вводят социальные нормы.

Источник: деловая газета «Известия»

http://izvestia.ru/news/562243

Минэнерго России предложило учитывать расходы на строительство возобновляемых источников энергии (ВИЭ) при формировании тарифов

Министерство энергетики разработало и обнародовало проекты нормативных актов, предусматривающих выполнение ряда мероприятий по поддержке розничного рынка электроэнергии из возобновляемых источников. В числе предложений министерства — установление высоких предельных капитальных затрат на строительство электростанций, генерирующих энергию из ВИЭ.

Именно расходы на возведение электростанций будут учитываться при формировании тарифов на электроэнергию. По стоимости, установленной нормативами, сетевые организации обязаны приобретать электроэнергию у генерирующих предприятий. Для строительства ветряков предлагается установить капзатраты на уровне до 154 тыс. рублей на 1 кВт, малых ГЭС — до 348 тыс. рублей, солнечных станций — до 154 тыс. рублей, установок на биогазе — до 271 тыс. рублей, на биомассе — до 125 тыс. рублей.

Некоммерческое партнерство «Сообщество потребителей электроэнергии» и некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций еще в сентябре обратились к главе Минэнерго Александру Новаку с просьбой отказаться от разработки документов о предельных затратах на строительство объектов альтернативной энергетики, поскольку дополнительная финансовая нагрузка на энергетический рынок в розничном сегменте в случае их принятия достигнет 60 млрд рублей.

Источник: Минэнерго России

http://gisee.ru/news/events_top/55387/

В Приморье будут получать тепло и электроэнергию из отходов

Губернатор Владимир Миклушевский провёл заседание администрации Приморского края. Одной из тем совещания стало обсуждение проекта создания сети производств по термической утилизации твердых бытовых отходов. Реализация этого проекта поможет решить не только вопрос утилизации мусора, но и энергоснабжения в ряде территорий. "Сейчас мы несём большие расходы по дотированию тарифа для населения северных территорий. И мы заинтересованы в этом процессе", - отметил Владимир Миклушевский. Как доложил и.о. директора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморья Алексей Почекунин, разработана схема генеральной очистки Приморского края, есть бизнес-план по строительству трех заводов, которые готовы перерабатывать минимум 100 тонн мусора в сутки. "Необходимо обеспечить непрерывное поступление ТБО и определить потребителей тепла и энергии. Проект будет реализован на принципах государственно-частного партнёрства", - доложил он.

Директор Инвестиционного Агентства Андрей Аксёнов рассказал, что для реализации проекта потребуется привлечение заёмных средств. Глава региона отметил, что администрация края готова принять участие в проекте. "Разговор идет о возвратных деньгах, а значит, надо предусмотреть механизм выделения средств из краевого бюджета. Это будет самый понятный для нас вариант", - подчеркнул Владимир Миклушевский. Глава региона обратил внимание на экологический аспект термической утилизации ТБО. "Мы обязательно проведём независимую экспертизу. В жилом массиве строить подобный объект недопустимо! Давайте подключим общественный экспертный совет по экологии. Очень важно объяснить людям, что проект улучшит экологическую обстановку в Приморье", - подчеркнул Владимир Миклушевский.

Губернатор Приморья также коснулся вопроса технологии утилизации мусора. Сейчас разработчики проекта рассматривают возможность покупки российского оборудования, которое эффективнее канадского, финского или японского. "Если российские технологии конкурентоспособны, то мы будем использовать их", - заявил Владимир Миклушевский. Глава региона поручил продолжить работу по реализации этого проекта.

Источник: Портал ЭнергоСовет.ru

http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1387683389

Опубликован текст Проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…"

Как сообщалось ранее 11 декабря 2013 года, Комитет по энергетике Государственной Думы рассмотрел и рекомендовал к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении законопроект №104515-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования в области проведения энергетических обследований).

Напомним что ПФЗ может быть рассмотрен во втором чтении 18 декабря 2013. Как следует из текста законопроекта - инициаторы надеются пройти второе и третье чтение до завершения весенней сессии 2013 года.

Текст законопроекта ко второму чтению можно скачать:

Источник: Портал ЭнергоСовет.ru

http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1387176577

Больше региональных новостей и отрасли в целом

в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности

на сайте ГБУ ВО "ВЦЭ"

http://www.vce34.ru/


Возврат к списку