Вернуться к обычному виду

ДОГОВОР КОНСИГНАЦИИ В КОММЕРЧЕСКОМ ОБОРОТЕ

15.11.2023

Договор консигнации в коммерческом обороте

 

Договор консигнации (от латинского consignation – документ, письменное доказательство) прямо не предусмотрен ГК РФ. Обычно его отождествляют с договором комиссии во внешней торговле (экспортно-импортными договорами). Он заключается с целью осуществления купли-продажи.

По правовой природе это смешанный (п. 3 ст. 421 ГК РФ), непоименованный в ГК РФ предпринимательский коммерческий договор, совершаемый, как правило, в коммерческом обороте. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Договор консигнации в большинстве случаев опосредует отношения продавца (поставщика, консигнанта) и покупателя (консигнатора, дистрибьютора) – субъектов предпринимательской и коммерческой деятельности, поэтому к нему применимы положения ГК РФ о договоре поставки. В этом договоре как разновидности посреднических сделок содержатся элементы договора комиссии. Как правило, он имеет признаки договора хранения (когда товар хранится на складе у третьих лиц, покупателя, дистрибьютора и т. д.). Консигнатор в ряде случаев выступает как ответственный хранитель. Договор консигнации может содержать элементы соглашения об оказании услуг (маркетинг, мониторинг рынка, услуги команды торговых представителей, транспортная экспедиция, доставка и логистика и т. д.).

Термин «консигнация» имеет множество значений. Под ним понимают документ, посредническое соглашение, особый порядок поставки и оплаты товара, агентский контракт и т. д., что иногда порождает проблемы в судебной практике. Это обусловлено, прежде всего, обычаями делового оборота. Если консигнация определена в предмете договора, это позволяет сторонам четко понимать суть обязательства, но если данного понятия договор не содержит, остается неясным, чем договор консигнации отличается, например, от поставки, комиссии. Представляется, что консигнацию следует рассматривать как форму продажи товаров, при которой владелец – собственник товаров (поставщик, консигнант, продавец) передает их для реализации (покупателю, дистрибьютору, консигнатору). При этом консигнант остается собственником товара, поставленного консигнатору, в течение всего срока нахождения товаров у последнего. Данное определение или любое другое аналогичное указанному целесообразно отражать в тексте самого договора.

Основное преимущество договора консигнации состоит в том, что право собственности на товар остается у консигнанта, а консигнатор осуществляет лишь реализацию. При обычной же поставке право собственности переходит от поставщика к покупателю в день фактической передачи товара. Если консигнатор окажется неплатежеспособным контрагентом, у консигнанта есть возможность изъять нереализованный товар со склада консигнатора. Для практики типичны проблемы судебного доказывания наличия права собственности у консигнанта в период действия договора, так как отгрузка товара осуществляется в основном по товарным накладным или товарно-транспортным накладным, где нет указаний на момент перехода права собственности. В связи с этим стороны должны отдельно оговорить механизм перехода права собственности от консигнанта к конечному потребителю, а также право пользования товаром консигнатором. В противном случае суд может квалифицировать такой договор как обычную комиссию.

Особенности оплаты товара состоят в рассрочке платежа, зависимости оплаты товара от отсутствия первичной/вторичной дебиторской задолженности (первичная дебиторская задолженность – долг консигнатора перед консигнантом, вторичная дебиторская задолженность – долг конечного потребителя либо перед консигнантом, либо перед консигнатором) по поставленному товару, привязке к оплаченным входящим бонусам, а также в отдельных случаях способе обеспечения исполнения обязательств, когда допускаются ценовой сговор, картельные соглашения, односторонний отказ от исполнения обязательства, демпинговый механизм ценообразования и т. п. «мероприятия»); возвратных бонусах , способах обеспечения исполнения обязательств или договорной неустойке и ретробонусах.  

Договор консигнации может содержать условия о продвижении товара на той или иной территории «командой» торговых представителей (менеджеры по продажам, торговые агенты, продавцы и т. д.). В таких случаях торговые представители осуществляют непосредственный контакт с торговыми точками (розничные/оптовые торговые точки, торговые дома, крупные торговые сети и т. д.) по вопросу реализации товара (сбор наличных денег, заявок и т. п.). Торговые представители являются работниками либо консигнанта, либо консигнатора (срочные/бессрочные трудовые договоры, договоры о полной материальной ответственности или коллективной (бригадной) ответственности), Допустимо привлечение сторонних торговых представителей на основе договоров возмездного оказания услуг и договоров о материальной ответственности.

Нередко договор консигнации осложняется дистрибьюторскими отношениями сторон, то есть консигнатор одновременно является официальным эксклюзивным представителем (дистрибьютором) той или иной торговой марки. Дистрибьюторские отношения могут быть отражены как в самом договоре, так и в различного рода приложениях к нему (доверенности, планы продаж, спецификации, рейтинговые листы, дополнительные соглашения и др.).

Поставка товара осуществляется, как правило, консигнантом. Товар хранится на складе третьих лиц, на складе консигнатора. Договор может содержать отдельные условия хранения (ответственность консигнатора в случае хищения, растраты, судебных арестов, пожаров, неправомерных действий третьих лиц в отношении товара и т. п.).

В большинстве случаев рассматриваемый договор включает условия о порядке рекламирования товара. Сюда следует отнести осуществление промо-акций, дегустаций, тест-драйвов, розыгрышей, викторин, дисконтных программ, распродаж и иных мероприятий с участием потенциальных клиентов (покупателей). В договоре также отражаются условия о месте, времени проведения рекламных акций, о порядке выкладки товара на торговых полках, контроле наличия товара в торговой точке и т. д.

Ответственность сторон основывается на соответствующих общих началах ГК РФ. Однако существует и определенная специфика, связанная с оплатой входящих бонусов, ретробонусов, возвратных платежей в случае ненадлежащего исполнения договора консигнации. Сторона, нарушившая обязанность по уплате таких бонусов, должна компенсировать эквивалентную денежную сумму. Стоит заметить, что суды не во всех случаях выносят решения о взыскании бонусов как меры гражданско-правовой ответственности, используя при этом ст. 333 ГК РФ. Применяются в данном случае нормы ГК РФ о договорной неустойке и принципе соразмерности ответственности за нарушение обязательства.

Свобода договора, предусмотренная ст. 421 ГК РФ, позволяет совершать договоры консигнации в коммерческом обороте. С одной стороны, договор консигнации, будучи смешанным гражданско-правовым обязательством, удобен, так как позволяет «совместить несовместимое» в одном договоре и решить ряд финансовых, правовых, реализационных и т. п. проблем. С другой стороны, в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору консигнации в судебном разбирательстве возникают проблемы правовой квалификации такого обязательства и, следовательно, судебной защиты сторон.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев


Возврат к списку