Вернуться к обычному виду

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В РОССИИ

05.12.2023

История становления и развития нотариата в России

 

Нотариат является одним из структурных элементов гражданского общества, органически связанных с правовой системой современного государства. Нотариат представляет собой связующее звено между обществом и государством, объединениями людей и отдельными субъектами правоотношений.

Возникновение института нотариата обусловлено развитием частного права и частной собственности, необходимостью преодоления правовых коллизий и оказания содействия субъектам правоотношений. Значение деятельности нотариусов изначально стояло на высоком уровне, и в современном обществе совершенствование нотариальной деятельности посредством приумножения юридических навыков нотариусов и качества, предоставляемых ими услуг, является первостепенной задачей общества и государства.

Зарождение нотариата в первую очередь связано с деятельность древнейших цивилизаций. Предшественниками нотариусов являлись писари, но полноценными родоначальниками профессии стали особые категории должностных лиц. Их выделение стало возможным в результате перехода от устного процесса доказывания к письменному, а также необходимостью подтверждать истинность этих доказательств. Подобные должностные лица имели место и в Древнем Египте – агораномосы, и в Древней Греции – иеромемнесы, тем не менее, полноценное развитиеданный институт получил в Древнем Риме. Возникновение должности служащего подобного рода в различных цивилизациях очередной раз демонстрирует общественную важность нотариальной деятельности.

Рост имущественного оборота и как следствие потребность обличения правовых актов и договоров в письменную форму с их последующим юридическим сопровождением явились отправной точкой в формировании профессионального нотариата. Писцы не только составляли прошения, послания и распоряжения, выдавали копии документов, но участвовали в совершении сделок.

Необходимо отметить, что современный институт нотариата берет своё начало из Закона Вантоза, принятого во Франции в начале XIX века. Согласно указанному закону, наряду с должностными лицами и органами, разрешающими споры, создавалась должность нотариуса, обязанностью которого являлось беспристрастное оповещение сторон о значении договорных обязанностей, в целях предотвращения дальнейшего конфликта. Таким образом, нотариусы выполняли роль незаинтересованного советника, ограждающего участников правоотношения от возможности несправедливого притязания в силу несостоятельности судебного обжалования в подобной ситуации.

Вопрос о возникновении российского нотариата является весьма дискуссионным. Преобладающей в литературе является точка зрения, что нотариат появился в России относительно поздно – в конце XV – середине XVI века. Свою позицию, учёные обосновывают возникновением должности площадных подъячих, а также появлением таких актов как Судебник 1497 г. и Судебник 1550 г.

Другие авторы считают, что нотариат берёт своё начало с Судебной реформы 1864 года, с коренного реформирования судебной системы.

Третья точка зрения появилась относительно недавно и связывает зарождение нотариата с периодом Древнерусского государства.

По нашему мнению, наиболее аргументированным является первый подход к определению момента зарождения нотариата в России, так как без юридического закрепления отдельных положений и процедур сложно себе представить появление нового института. В тоже время не стоит отрицать влияние факторов, предшествующих закреплению элементов нотариата как правового института в нормативно-правовых актах.

Зачатки нотариата уходят своими корнями во времена крещения Руси. Среди предпосылок, обосновывающих общественную необходимость появления нотариата в России, представляется возможным выделить следующие:

§     Развитие товарно-денежных и товарно-обменныхправоотношений;

§     Появление церковного нотариата. В связи с переходом от язычества к христианству церковь стала регулировать семейные правоотношения. Так, тысяцкие и наместники, состоявшие при епископах, вели дела по опеке, наследству и разделу наследственного имущества. Служители церкви выступали в роли свидетелей и переписчиков завещания. Следовательно, духовное лицо совершало нотариальное действие, а составленный документ приобретал статус официального и служил доказательством при возникновении спора о праве;

§     низкий уровень грамотности население и как следствие повышение спроса на квалифицированные юридические услуги;

§     рецепция норм римского права во многие сферы жизнедеятельности общества и государства.

Переход к юридическому оформлению актов произошел благодаря законодательству Псковской и Новгородской республик. В Новгороде посадские и тысяцкие имели свои печати, которые прикладывали к жалованным, договорным и иным грамотам. Процедура составления завещания в указанных республиках требовала наличие подписи послуха (чаще всего духовного лица), а также дьяка, который писал завещание.

Дальнейшее развитие и усложнение договорных отношений обусловило появление квазинотариальных форм. Так в положениях Судебника Ивана III (1497 г.) и Ивана IV (1550 г.) нашли отражение требования о существовании специальных лиц, оформляющих сделки. К примеру, при заключении договора купли-продажи лошади требовался следующий состав лиц: пятенщик – клеймил лошадь, целовальник и дьякон указывали в книгах факт клеймления и его образец.

В XVI веке происходит формирование специальной группы составителей письменных актов, которые и стали прототипом нотариусов. Изначально данную группу составляли писчики, площадные писчики, площадные дьячки, позднее эта группа стала сословием, именуемым «площадные подъячие».

Название «площадные» обусловлено местом исполнения профессиональной деятельности – площадь. Площадные подъячие не состояли на государственной службе, следовательно, не получали вознаграждения от государства. Оплату услуг подъячих («писчее», «пошлина» или «магарыч») осуществляли лица, непосредственно обратившиеся за помощью.

В обязанности подъячего входило составление письменных актов, их регистрация в приказных книгах и предъявление в Печатный приказ для скрепления государственной печатью. Следует отметить, что в данный период формируется достаточно важная черта российского нотариата, а именно разделение полномочий: одни органы совершают сделку, другие её регистрируют. Подобная система разделения полномочий представляется весьма эффективной, так как вносит ясность в процесс установления ответственности, а также обеспечивает безопасность сделок.

Таким образом, можно констатировать, что формирование квазинотариальных форм происходило под государственным контролем, так как организационной формой деятельности подъячих стали артели с взаимной круговой порукой, находящиеся под наблюдением старост. Соборное уложение 1649 года существенным образом повлияло на институт площадных подъячих. Площадные подъячие становятся должностными лицами, а их деятельность носит публично-правовой характер. Было введено требование о составлении сделок только через площадных подъячих, за исключением духовных завещаний, займа хлеба, сговорных свадебных записей.

В период правления Петра I институт площадных подъячих претерпевает серьезные изменения. Основным направлением преобразований стало укрепление государственного контроля за деятельностью подъячих с целью исключения злоупотреблений с их стороны. Большое внимание было уделено документообороту, а именно:

-                     совершение сделок происходило на гербовой бумаге, за что взималась пошлина;

-                     участие свидетелей при совершении сделок с приложением ими своих подписей;

-                     введение должности «челобитного писца», подписывающего документы со стороны неграмотных субъектов соглашения.

В 1699 году полномочия подъячих были переданы в Поместный приказ, однако почти сразу стало очевидно, что данная мера преждевременна, так как приказные подъячие не обладали необходимой квалификацией, что порождало волокиту и снижение качества оказываемых юридических услуг.

Время правления Екатерины II характеризуется стремлением внедрить передовые идеи западного просвещения в отечественное законодательство. В связи с чем, по указу императрицы создается Уложенная Комиссия по созданию нового Уложения, которое не удалось завершить из-за начавшейся Русско-турецкой войны. Однако следует отметить, что к процессу работы над Уложением были привлечены нотариусы и маклеры.

В связи с упразднением Юстиц-Коллегии, полномочия по составлению крепостных актов переходила к нотариусам, состоящим при палатах уездных и гражданских судов. При отсутствии нотариусов и маклеров их функции по заверению частных документов ложились на публичные органы власти и должностных лиц, а именно на таможню, магистратов и приставов.

Правление Александра I произошло законодательное закрепление квалификационных требований к кандидатам на должность нотариуса. Согласно Высочайше утвержденному 7 апреля 1820 года мнению Госсовета кандидаты среди чиновников были обязаны обладать высокими нравственными качествами и наилучшей репутацией, а также предоставить документы, подтверждающие их квалификацию (формулярные служебные списки, характеристику от начальства). Затем при Николае I нотариусов стала выбирать Городская дума купеческой управы, решение которой утверждала Распорядительная Дума.

Судебная реформа 1864 г., проводимая Александром II заложила основы нотариальной деятельности, действующие вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Закон «Об учреждении судебных установлений» содержал в себе положения, согласно которым нотариусы могли осуществлять свою деятельность совместно с канцелярий или судебными приставами.

Таким образом, анализируя процесс становления нотариата в России, можно прийти к выводу, что вплоть до 1864 года наблюдается бессистемное реформирование данного института и его нахождение под контролем государства. Государственный контроль проявляется не только в назначении нотариусов чиновниками, но и в возможности осуществления нотариальной деятельности исключительно при судебных учреждениях.

С 1866 года начинается новый период в развитии отечественного нотариата. Временное положение о нотариальной части стало первым всеобъемлющим законодательным актом, регулирующим нотариальную деятельность.

Положение имело четыре раздела:

1)              Об устройстве нотариальной части;

2)              О порядке действия нотариусов;

3)              О порядке действия старших нотариусов;

4)              О            нотариальных издержках.

Существенно изменился статус нотариусов, отныне они стали занимать положение частных специалистов, «свободных профессионалов», при этом фактически являясь должностными лицами, которым присваивался восьмой уряд.

Для кандидатов на должность нотариуса был расширен перечень квалификационных требований:

-                    знание законов и нотариального производства,подтвержденное специальной комиссией;

-                    отсутствие судимости;

-                    достижение возраста совершеннолетия;

-                    проживание на определенной территории, установленной

правительством;

-                     запрет на совмещение нотариальной деятельности с занятием государственной или общественной должности.

Также, нормами Положения была проведена классификация нотариусов на старших и младших. В полномочия младших нотариусов входило совершение засвидетельствований и нотариальных актов. Старшие нотариусы состояли на государственной службе и соответственно получали содержание от государства. Старшие нотариусы утверждали крепостные акты, вели архивы и отвечали за сохранность данных архивов. Помимо прочего нотариусы имели свои печати, что повышало безопасность, совершаемых ими нотариальных действий.

Октябрьская революция и последовавшие за ней изменения социально-экономических и политических основ государствасущественным образом повлияли на функционирование института нотариата.

24 ноября 1917 года был принят Декрет «О Суде», который упразднил существовавшую судебную систему, органы прокурорского надзора, следственные органы. Затем 23 марта 1918 года Народный комиссариат юстиции РСФСР принял отдельное решение о муниципализации нотариальных контор. Функции нотариусов были распределены между государственными органами: ЗАГСами, народными судьями, юридическими конторами и т.д.

Однако существовать без системы нотариата не представлялось возможным, что стало абсолютно очевидно в эпоху НЭПа. Начиная с февраля 1919 года, были образованы нотариальные столы при городских и уездных судах.

В 1929 году государство начинает проводить политику по реформированию органов юстиции в целях упрощения и улучшения их деятельности, вследствие чего большинство нотариальных контор подлежало закрытию. Подобные изменения прежде всего связаны с отменой нотариальных удостоверений и полным отказом от сохранения элементов частной собственности, не совместимой с идеологией социалистического государства. К 1937 году в СССР насчитывалось лишь 122 нотариальных контор.

Развитие рыночных отношений в России начала 90-х годов XX века привело к необходимости возрождения и законодательного закрепления начал нотариальной деятельности. Принятие в 1993 году Основ законодательства о нотариате фактически остановило «вымирание» института нотариата.

Таким образом, в результате реформ 1993 года сформировалась абсолютно новая система отечественного нотариата, которая обладает следующими характеристиками:

-                     нотариус имеет статус публичного должностного лица, которому передана часть полномочий государства. Происходит формирование двух категорий нотариусов: частные и государственные;

-                     нотариус – лицо свободной юридической профессии, самостоятельно организующее свою деятельность (нанимает помощников, за собственный счёт приобретает необходимое имущество, несет личную имущественную ответственность за причиненные убытки);

-                          существование корпоративных начал и объединений нотариусов:

-                          региональные нотариальные палаты субъектов РФ и Федеральная нотариальная палата.

-                     установление государством нотариальных тарифов, в соответствии с которыми устанавливается размер и порядок оплаты деятельности нотариусов. Стоит учитывать, что дальнейшее реформирование законодательства, введение в действие Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов вернули нотариусам их историческую функцию – незаинтересованного профессионала, осуществляющего свою деятельность без цели извлечения прибыли.

Отечественный нотариат прошёл уникальный путь в своем становлении и дальнейшем развитии. На протяжении истории развития нашего государства нотариат был государственным, частным и смешанным институтом. Однако нотариусы всех исторических эпох являлись гарантом законности и справедливости, в меру своих возможностей способствовали защите и соблюдению прав граждан.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 



Возврат к списку