Вернуться к обычному виду

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

05.12.2023

Основные подходы к определению понятия публичная власть

 

Развитие общественно-политической мысли свидетельствует, что исследование природы власти всегда представляло большой интерес для обществоведов, которые пытались ответить на вопросы: что такое власть как общественное явление. Власть в их представлении представлена как многогранное общественное явление, связанное с многими другими явлениями, вследствие чего было предложено немало определений ее понятия, а слово «власть» приобрело многозначности.

В современной науке выделяются ряд позиций относительно того, как трактовать «власть». Сторонники первой из них определяют власть через признаки, второй – через уровни власти: государственная, муниципальная, общественная. Вместе с тем, обе группы исследователей, выступают против чрезмерной централизации власти.

При анализе различных подходов к пониманию власти можно заметить, что для всех них общим является взгляд на власть как способ господства одной силы над другой (власть природы над человеком, власть человека над природой, власть человека над человеком). Если вести речь о власти в обществе, то она является способом покорения поведения человека или силам природы, или другим людям.

По мнению отдельных исследователей, «власть всегда предполагает взаимодействие ее агентов, что основывается на подчиненности одного другому. Если такая подчиненность отсутствует, тогда нет и власти... Как сложное общественное явление, власть классифицируется на разные виды в зависимости от тех или иных критериев».

Публичная власть – это эффективный механизм влияния на общество. Властные отношения обеспечивают легальный порядок принятия решений о функционировании общества. Значение гражданского общества заключается не в осуществлении властных полномочий, а в делегировании функции управления обществом публичной власти.

В структуру полномочий публичной власти, в широком понимании, входят: формирование политического курса; издание публичного указания;  обеспечение функционирования этого указания; материально-техническое обеспечение указания.

Вместе с тем публичная власть имеет на это полномочия, потенциал и кредит доверия в виде ее легитимации. Взаимодействие публичной власти, общества и отдельного гражданина обеспечивается через институты участия. Непосредственно гражданское общество не осуществляет властных полномочий, для этого создан институт государственной власти и муниципальной власти соответственно.

Необходимо отметить, что в современных условиях, сфера реализации власти и принятия решений становится все более сложной и неоднозначной, поэтому значимость участия граждан является особенно важной в условиях глобализационных процессов. Институт участия обеспечивает право гражданского общества осуществлять народовластие, контролировать демократичность всех государственных процессов.

Среди различных видов власти публичная власть привлекает особый интерес, потому что именно она связывается с развитием гражданского общества, что является приоритетной задачей любого современного государства. Вместе с тем подходы к определению публичной власти и формы ее проявления настолько разнятся по содержанию, что унифицировать понимание сущности публичной власти возможно только путем системного анализа различных научных подходов к содержанию понятия публичной власти с учетом исследования наиболее влиятельных критериев по которым предложен тот или иной подход к ее пониманию.

Власть, по мнению Г. Н. Чеботарева, – это присвоение чужой воли тем, кто действует как субъект власти (не имеет значения, есть ли для этого формальные полномочия) и отказ от свободы воли объекта властвования.

Вместе с тем, присвоение чужой воли должно быть целенаправленным. Принуждение или в определенных ситуациях насилие составляют наряду с волевым элементом второй необходимый элемент отношения власти.

Таким образом, понятие публичной власти и ее реальность связана с осуществлением управленческого процесса. Управление осуществлялось в обществе с самого начала как нечто двойственное, как деятельность, в которой воплощается сила субъекта, что является одновременно и собственной объединенной силой членов коллектива, и чуждой для них властной силой, которая господствует над ними, подчиняет индивидуальную волю каждого из них общеколлективной воле.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 



Возврат к списку