Вернуться к обычному виду

Правовые основы противодействия фальсификации истории России

12.01.2024

Правовые основы противодействия фальсификации истории России

 

Конституция Российской Федерации в преамбуле обращает внимание на то, что само принятие Конституции основано на том, что российский народ чтит память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству. Эта мысль нашла свое продолжение в поправках к Конституции России. Согласно ч. 3 ст. 67.1 «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значение подвига народа при защите Отечества не допускается».

В настоящее время в связи с обострением международного положения и внутренних социально-экономических противоречий в стране, ранее публицистический термин «русофобия» стал вполне адекватным для описания действий части зарубежных и отечественных политических групп. Этим понятием обычно обозначают идеологические константы, на которых строятся различного рода творения острокритически описывающие российское государство в негативных тонах. При этом наряду с объективными констатациями недостатков, что вполне правомерно, делается общий вывод об изначальной ущербности российского государства, российского народа, в доказательство чего приводятся примеры из российской истории, где аргументами обычно служат превратно толкуемые различные исторические события. При этом используется широкий инструментарий от откровенной, давно опровергнутой лжи, различных подтасовок до умолчаний о твердо установленных исторических фактах. Такого рода деятельность, нередко поддерживаемая правящими кругами в части зарубежных стран приводит к откровенной враждебности населения к России, ее культуре и ее гражданам. Внутри страны подобные акции действуют разрушительным образом на молодежь, лиц, с неустоявшимся гражданским сознанием, что, в конечном счете, по мысли фальсификаторов должно привести к разрушению единства российского общества. Особенно это касается событий советского периода отечественной истории.

По нашему мнению подобного рода деятельность направлена на достижение ряда целей:

а) снижение международного престижа России и снижение ее влияния на мировые процессы, за счет принижения ее исторической роли;

б) дальнейшая дезинтеграция пространства бывшего СССР, за счет исторических «обид» разных народов;

в) искажение исторической памяти, подрыв чувства собственного достоинства россиян, лишение их гордости за дела и подвиги своих предков;

г) сталкивание народов страны на основе различного рода выпячивания исторических несправедливостей.

Указанная выше враждебная деятельность долгое время не встречала значимых препятствий, поскольку только узкая группа честных ученых, публицистов и политиков могла осознать всю опасность ситуации, когда под лозунгами гласности, движения к исторической правде, стирания «белых пятен» в истории по существу проводилась крупная геополитическая ментальная диверсия. И только лишь с начала текущего века, в связи с изменениями в политической жизни страны стал создаваться некий организационный заслон для такого рода деятельности. Так, например Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. № 549 при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Вместе с тем данная комиссия просуществовала недолго и через несколько лет без объяснения причин была упразднена, что говорит о большой сложности внутриполитических проблем. Однако в целом тренд на противодействие историческим фальсификациям в настоящее время окреп, что выражается в довольно большом количестве научных публикаций, выступлениях в СМИ разоблачающих откровенные исторические подлоги и фальсификации.

Однако поскольку в целом указанные информационные диверсии носят организованный характер, требующий достаточно больших материальных, финансовых и субъектных ресурсов отдание проблем противодействия фальсификации истории на откуп только исторической науке и публицистике без применения организационно-политических и правовых инструментов, как показывает опыт некоторых сопредельных стран, не может гарантировать успех.

Поэтому вполне адекватно данные проблемы отмечаются в политико-доктринальных документах. Так в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31. 12. 2015 №683 специально подчеркивалось, что у подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России, а государством принимаются меры по повышению защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия, в том числе и от пропагандистских структур. Тем не менее, документ подчеркивал необходимость повышение качества преподавания отечественной истории, поскольку к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. Стратегия национальной безопасности прямо относит к угрозам национальной безопасности в области культуры попытки фальсификации российской и мировой истории. А главными направлениями противодействия этим угрозам называются среди прочих совершенствование правового регулирования предупреждение преступности, в том числе и в информационных сферах. Такой же подход присутствует и в других политико-правовых документах федерального уровня. Так в недавно обновленной стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (в ред. Указа Президента РФ от 06.12.2018 N 703) есть множество апелляций к историческому опыту межнациональных отношений, а пункт 21.1 прямо говорит о предупреждение попыток фальсификации истории России как об одном из основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации.

Таким образом, отечественная история является, безусловно, конституционной ценностью российского государства, которая порождает не только чувство гордости, но и требует всемерной защиты в случаях посягательств на нее. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации действует ряд норм направленных на противодействие фальсификация истории страны, а главным направлением государственной национальной политики является разработка правовых технологий противодействия (профилактики, борьбы, минимизации последствий) грубым фальсификациям отечественной истории.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 

 


Возврат к списку