Вернуться к обычному виду

Правовое регулирование торговых отношений в России до 1917 года

12.01.2024

Правовое регулирование торговых отношений в России до 1917 года

 

В Древней Руси славянские племена занимались торговлей и обменивали одни товары на другие. Следует подчеркнуть, что данные отношения, как и  весь уклад жизни, регулировались обычаями – «законами предков». Постепенно с развитием товарно-денежных отношений стали заключаться договоры  купли – продажи, а в X веке Русь заключала международные договоры с Византией и другими государствами. Местные власти активно влияли на процесс торговли и зачастую они устанавливали время и место проведения торгов, выдавали купцам специальные грамоты или предметы с печатями, удостоверяющие законность проводимых ими сделок. Особо строгие правила устанавливались в отношении торговли с Византией. Для подтверждения правомочности осуществляемых торговых операций русским купцам выдавались специальные княжеские грамоты, в которых указывалось точное количество кораблей, посылаемых в Византию.

Иностранные купцы и их имущество находились под охраной великого князя. Купцам предоставлялось право на торговлю, но в то же время и возлагалась обязанность уплаты специальной пошлины.

Характерной формой торговли была торговля на ярмарках, площадях, около церквей. Постоянно действующие торговые заведения – лавки – появились на Руси поздно, в VII  веке].

В России не было ярко выраженных исторических оснований к выделению из системы различных правовых отношений торгового права. В нашем древнем государстве не было разделения общества на сословия, которые во взаимных претензиях выдвигали бы свои привилегии. Более того, русская правовая история отражает единство гражданского общества. По этой причине не было оснований к появлению феодального и купеческого права. Если торговый оборот иногда требовал для себя некоторой юридической специфики, то она отражалась в общих законодательных актах, а не обособлялась в особую систему. К таким актам относились, например, постановления о займе и поклаже в Русской Правде и Псковской Судной Грамоте.

Такое же единство права характерно и для московского периода российской истории. Борясь за свою самостоятельность, московское государство построило такую общественную систему, которая не имела какую-либо сословную автономию. Все население представляло однообразную массу, служившую царю, как представителю государства. Общественные классы различались не по привилегиям, а по обязанностям. Поэтому судебники Ивана III и Ивана IV являлись общими для всех законами. Такую же направленность имело Уложение Алексея Михайловича. Новоторговый Устав 1667 г. не стал исключением, поскольку вовсе не содержал норм частного права, а только полицейские и финансовые установления. Всякие попытки просвещенных русских деятелей вывести российское купечество, по примеру западного, на автономию, разбивались о неспособность этого класса обособиться юридически.

В допетровской Руси не было условий для формирования норм торгового и гражданского права. Торговые отношения развиты не были: торговля как посредничество между производителями и потребителями, мало отличалась от простой продажи продуктов производства. Не было и торгового сословия, которое могло бы путем обычаев вырабатывать нормы для регулирования ему одному свойственных отношений. Торговля была одной из форм службы государству.

Некоторые нормы, созданные торговым оборотом (например, следы конкурсного процесса), нашли  выражение в Русской Правде и заимствованы Уложением 1649 г. Однако, они имели общегражданский характер и применялись ко всем классам населения, а не только к торговым людям. Торговый устав 1667 г. содержал в себе лишь полицейские и финансовые установления. Не было оснований для выделения торгового права из общегражданского и в XVIII столетии.

Особое место в истории отечественной коммерции занимает период преобразований Петра I. Он в начале XVIII века заложил основы динамичного развития экономики обновляющейся России. Одной из главных забот Петра I стало развитие промышленности и торговли, лучшие образцы организации которых, он позаимствовал от стран Центральной и Западной Европы, придавая развитию торговли не меньшее значение, чем прогрессу отечественной промышленности. Большую роль в этом сыграло издание регламентов о Коммерц-коллегии и Мануфактур-коллегии. Чтобы защитить интересы русских купцов в западных странах, Петр I учредил торговые консульства в Амстердаме, Лондоне, Тулоне, Лиссабоне, почти во всех главных городах Европы. Подчеркнем важность издания Петром I регламента Главного магистра, в котором помимо регулирования вопросов городского самоуправления, содержались нормы о купечестве, ярмарках, биржах, маклерах и др. В 1721 – 1724 годах появляются регламент Морской торговли и Морской устав.

С расширением внешнеторговых связей в 1731 г. был издан Морской пошлинный регламент, в 1775 г. – Таможенный устав, в которых имелись статьи о содержании измерительных приборов, ярмарочной торговле, транзите товаров. Исследователи отмечают, что жалованной грамотой купечеству в 1785 г. императрица Екатерина II завершила серию мер по усилению авторитета торгового сословия. Еще в 1775 г. были выпущены правила для российского купечества, которое (по наличию капитала) стали делить на три гильдии. Вместо подушной подати купцы стали платить в казну 1 % с объявленного капитала и освобождаться от личной рекрутской повинности. Высший слой российского купечества получил звание именитых граждан. К царствованию Екатерины II относится также начало коммерческого образования в России: в 1772 г. в  Москве на средства П. А. Демидова, внука фабриканта петровских времен, было основано первое коммерческое училище, а в 1810 г. образуется Практическая Академия коммерческих наук.

Между тем крупные успехи в развитии торгового права были достигнуты при Александре I. Благодаря известному государственному деятелю М. М. Сперанскому (1772 – 1839), Россия получила свод законов, написанных без подражания иноземному законодательству. Реформы 60-х годов XIX века проведенные  Александром II (прежде всего отмена крепостного права 19 февраля 1861 г.) дали мощный импульс всей социально-экономической жизни общества, помогли сформироваться более широкому внутреннему рынку для русской промышленности. Экономика России встала на капиталистический путь развития; это сопровождалось принятием мер по развитию и систематизации торгового права. Основным систематизированным актом явился Устав торговли 1887 г., в котором детально регулировалась деятельность торговых товариществ и купцов, содержались административные установления о порядке торговли отдельными видами товаров, ведении купеческих книг, содержание измерительных приборов, торговых складов и помещений, другие важные положения.

В марте 1882 г. сенатору Н. А. Туру Высочайше поручено составить проект Торгового уложения, но в 1884 г. редакционная комиссия по составлению Гражданского уложения решила включить материал торгового права в Гражданское уложение. Еще ранее был поставлен вопрос об издании нового Устава о векселях, который с распространением в 1863 г. векселеспособности на всех лиц, способных вступать в долговые обязательства, также утратил свой сословный характер. С повсеместным введением Судебных Уставов отпал бесспорный порядок взыскания по векселям через полицию, определенный Уставом о векселях.

Подчеркнем, что в России Торгового кодекса никогда не было. Торговая деятельность регулировалась различными законодательными актами. Важной вехой в формировании торгового законодательства стало издание Торгового устава (1887 г.). Он был сформирован на основе соединения различных законодательных актов. Устав торгового судопроизводства был принят в 1903 г.

Таким образом, в России не предпринималось усилий по созданию обособленного торгового права. Существование нескольких норм, относящихся к торговому обороту, не дает оснований говорить о самостоятельном русском торговом праве в период Русской Правды. Торговому кодексу в России не было предназначено играть той роли в деле национального сплочения, какая выпала ему на западе. Единственную основу создания торгового кодекса в России можно видеть в неудовлетворительности гражданского законодательства. Поэтому внесенный в 1913 г. Министерством юстиции в Государственную Думу проект обязательного права был призван объединить гражданские и торговые сделки.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 


Возврат к списку