Вернуться к обычному виду

Оценка сущности объектов торгового оборота

12.01.2024

Оценка сущности объектов торгового оборота

 

Под объектами коммерческого оборота следует, прежде всего, подразумевать товары. Товары – это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством различных сделок (купли-продажи, обмена и т.п.). Следовательно, товар обладает свойствами удовлетворять потребности человека и обмениваться. Способность товара удовлетворять потребности людей есть потребительная стоимость, которая связана с его полезными свойствами.

В условиях рыночной экономики потребительная стоимость товара, во-первых, удовлетворяет потребность не самого производителя, а других людей, общественную потребность. Во-вторых, потребительная стоимость товара реализуется путем купли-продажи. Пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары, есть его меновая стоимость. Следовательно, товар как экономическая категория есть единство потребительной и меновой стоимости.

Федеральный закон России от 26.08.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дает определение товара как объекта гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В современном экономическом словаре указано, что объектом коммерческой деятельности является товар – любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров не относит к объектам торгового оборота целый ряд товаров. Так, в соответствии со ст. 2 Конвенции она не применяется к продаже товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, судов водного и воздушного транспорта и др.

Современное торговое законодательство большинства европейских стран, таких как, например, Франция, Италия, Нидерланды, а также США и России содержит важный комплекс норм, направленных на защиту потребителей, приобретающих для своих нужд товары у коммерческих организаций и других лиц, осуществляющих коммерческую деятельность. По этому поводу отечественная правовая доктрина отмечает, что необходимо выделить особую категорию товаров, а именно – потребительские товары, которые имеют заметные отличия в правовом режиме, поскольку речь может идти об их обмене, ремонте, возврате покупателю, если последний выступает как потребитель.

Как нам представляется, товар являет собой сложное многогранное понятие, основными составляющими которого с точки зрения коммерции выступают: 1) рыночный имидж товара; 2) наличие спроса на товар на рынке, т.е. приемлемая цена, которая соответствует уровню платежеспособного спроса определенной ценовой группы потребителей; 3) потребительская полезность – способность произведенного товара удовлетворить конкретные запросы потребителей. Товар должен быть ориентирован по всем составляющим на конкретную целевую группу потребителей, а также на решение проблем и удовлетворения их потребностей.

На наш взгляд, следует подчеркнуть, что эти три аспекта торговой политики характеризуют требования со стороны потребителя. Такой подход особенно рельефно проявляется в стратегии так называемого фирменного товара.

Фирменный товар легко выделяется из общей массы и вызывает в сознании потребителя положительные ассоциации; его символом является фирменный товарный знак.

Уже из сказанного можно заключить, что товар и фирменный товарный знак как экономическая категория составляют единое целое.

По мнению И.В. Петрова, «объектом современного торгового оборота служит не любое имущество, а только имеющее стоимость, не изъятое из обращения и не относящееся к недвижимому».

В свою очередь Б.И. Пугинский заметил, что правовой режим товаров создается различными способами, они достаточно разнообразны и интересны. Это могут быть требования, касающиеся: а) определения правомочий, статуса продавца и покупателя товаров; б) порядка приобретения или отчуждения различных товаров; в) порядка транспортировки, учета различных товаров.

Правовой режим товаров может создаваться путем издания различных нормативных актов и заключаемых международных договоров, а также конкретных торговых договоров, где речь идет об исключительной продаже товаров на определенной территории.

Одним из объектов торгового оборота, помимо товаров, является «продукция». Следует заметить, что в юридической литературе под термином «продукция» подразумевается продукт производства в вещественной или информационной форме, количественно измеряемой в натуральном и денежном выражении. Под ней понимаются объекты, используемые для производственных и хозяйственных целей (сырье, материалы, полуфабрикаты).

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 


Возврат к списку