Вернуться к обычному виду

Разработка, принятие и основное содержание Конституции СССР 1977 года

12.01.2024

Разработка, принятие и основное содержание Конституции СССР 1977 года

 

К началу 60-х годов в стране, как считало ее руководство, произошли значительные изменения в экономической, социальной, политической сферах жизни. Следовательно, в стране полностью и окончательно построен социализм. Программа КПСС (1961 г.) ставила задачу построения в СССР коммунизма. Отсюда возникла идея о разработке и принятии новой Конституции СССР.

Проект Конституции готовился долго и тщательно. В мае 1977 г. Пленум ЦК КПСС одобрил проект новой Конституции и 4 июня того же года проект был вынесен для всенародного обсуждения. Оно продолжалось около 4-х месяцев, в нем приняли участие более 140,0 млн. человек, или 2/3 взрослого населения страны, сделано около 400,0 тыс. предложений о поправках к отдельным статьям проекта.

Итоги этой грандиозной политической компании были подведены на заседании консультационной комиссии в сентябре 1977 г. 3 октября 1977 г. Пленум ЦК КПСС одобрил проект Конституции с поправками и дополнениями. С учетом поступивших предложений Верховный Совет СССР внес необходимые поправки в 118 статей проекта и добавил еще одну статью – «О наказах избирателей». Новая Конституция СССР была принята Верховным Советом 7 октября 1977 г. единогласно. Она состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые включали 174 статьи.

В преамбуле была дана характеристика основных этапов развития советского государства, подчеркивалась преемственность идей и принципов всех советских Конституций. Вместе с тем, она знаменовала новый этап в истории конституционного строительства.

Определялись главные задачи советского государства: создание материально-технической базы коммунизма; совершенствование социалистических общественных отношений и преобразование их в коммунистические; воспитание человека коммунистического общества; повышение материального и культурного уровней трудящихся; обеспечение безопасности страны; содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.

Определяя социальную природу советского государства, новая Конституция утверждала, что «в СССР построено развитое социалистическое общество». Его признаками были названы «зрелость социалистических общественных отношений». Заявлялось, что в СССР «на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ».

Целью советского государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Политическая система СССР определялась в Конституции как социалистическое общенародное государство. Следовательно, расширялась социальная база государства. Теперь государство выражало волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Народовластие юридически обеспечивалось правом граждан участвовать в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов.

Общественные организации получили право участвовать в управлении государственными и общественными делами, наделялись законодательной инициативой. КПСС было отведено особое значение. Статья 6 Конституции утверждала, что КПСС является ядром политической системы советского общества, государственных и общественных организаций, направляет и координирует их деятельность. При этом, все партийные организации были обязаны действовать в рамках Конституции.

Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. В определенных пределах допускалась личная собственность граждан, основу которой должны были составлять трудовые доходы. Разрешалась индивидуальная собственность, основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей.

Конституция не содержала изменений в федеральном устройстве СССР. Статья 70 Конституции установила, что «СССР - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма». К этому времени насчитывалось 15 союзных республик, каждая из которых определялась как суверенное советское социалистическое государство, которое в рамках своей компетенции осуществляет государственную власть на своей территории.

Существенные изменения в Конституции были связаны с определением правового статуса автономных республик. Им было предоставлено право самостоятельно решать все вопросы, отнесенные к ведению республики, а также координация деятельности расположенных на ее территории предприятий и организаций союзного и союзно-республиканского значения. В самостоятельные главы Конституции были выделены нормы, определявшие правовое положение автономных областей и автономных округов.

Конституция практически сохранила прежнюю систему органов государственной власти и управления. Основные изменения сводились к уточнению и конкретизации полномочий Советов всех уровней, более четкому определению компетенции их Президиумов и исполкомов. Этому посвящены три раздела Конституции.

Поскольку было заявлено, что в нашей стране построено всенародное государство, то представительные органы власти стали именоваться Советами народных депутатов. Увеличился их срок полномочий - Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик - с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Это обеспечивало, как считалось, большую согласованность в их работе по выполнению народнохозяйственных планов.

Возрастной ценз для избрания депутатов был снижен на 2 - 3 года. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета СССР. Конституция 1977 г. впервые регулировала правовое положение народного депутата, расширив его полномочия по вопросам экономического и социального развития.

Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти. Это был высший законодательный орган. Он избирался сроком на 5 лет путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Верховный Совет наделялся правом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата, избрания Президиума Верховного Совета, Верховного суда СССР, назначения Генерального прокурора СССР, образования Правительства СССР. Он мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любым вопросам.

Исключительной компетенцией Верховного Совета было принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений, принятие в состав СССР новых республик, утверждение государственных планов социально-экономического развития, государственного бюджета СССР и т.д. Следовательно, эти полномочия позволяли ему быть полновластным государственным органом.

Верховный Совет СССР, по-прежнему, состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Первая избиралась по норме - 1 депутат от 300,0 тыс. человек населения, вторая избиралась по норме - 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по 1 депутату от каждого автономного округа.

Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями. Фактически именно Президиум Верховного Совета и обладал реальной властью. Он издавал Указы, обязательные для исполнения. Они утверждались на сессиях Верховного Совета и становились законами, а Верховный Совет был призван лишь демонстрировать полновластие.

Полностью сохранилась система местных Советов. Но Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. расширили их полномочия, отнесли к их ведению решение всех вопросов местного значения. Они наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций. Более того, они наделялись правом приостанавливать решения руководителей всех, в том числе и неподотчетных местному Совету предприятий, организаций, учреждений, которые противоречили действующему законодательству и нарушали права граждан, других предприятий и организаций.

Значительно была расширена финансовая база местных Советов, в распоряжении которых полностью оставались доходы, дополнительно получаемые при исполнении бюджета, часть налога с оборота по товарам народного потребления и др.

Были установлены дополнительные гарантии исполнения решений местных Советов. С этой целью был установлен десятидневный срок рассмотрения руководителями предприятий, учреждений вышестоящего подчинения предложений и рекомендаций, содержавшихся в решениях местных Советов. Однако этих мер было явно недостаточно для обеспечения реального полновластия местных Советов. Они по-прежнему находились под контролем партийных органов.

Высшим исполнительно-распорядительным органом по Конституции СССР 1977 г. утверждался Совет Министров. Был закреплен прежний порядок его образования Верховным Советом СССР. Но новая Конституция уточнила и конкретизировала компетенцию Совета Министров. Были определены основные направления деятельности Совета Министров по руководству народным хозяйством и социально-культурному строительству, по развитию науки и техники, по укреплению финансовой системы, росту благосостояния народа, укреплению обороноспособности страны и др.

Конституция предусматривала принятие в будущем специального Закона о Совете Министров СССР. Он был принят Верховным Советом СССР 5 июля 1978 г. и регламентировал деятельность Совета Министров.

Конституция СССР 1977 г. практически закрепила прежнюю систему органов правосудия, а также порядок избрания судей и народных заседателей. Новизна состояла в том, что в Конституции были закреплены некоторые демократические принципы осуществления правосудия, такие как: коллегиальное рассмотрение гражданских и уголовных дел; независимость народных заседателей и подчинение их только закону; возможность участия представителей трудовых коллективов и общественных организаций в судопроизводстве. Впервые была конституционно закреплена норма, согласно которой никто не мог быть признан виновным в совершении преступлений, подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Однако судебная власть в значительной степени оставалась зависимой от исполнительной. Согласно социологическим опросам, примерно каждый второй судья подвергался давлению при принятии решений со стороны партийных или советских работников.

Прокуратура СССР сохранила в новой Конституции функцию надзора за единообразным исполнением законов на всей территории страны. Был сокращен лишь срок полномочий Генерального прокурора СССР с 7 до 5 лет. Предусматривалось принятие в будущем специального закона о прокуратуре СССР, что и было сделано Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Закон уточнял и конкретизировал порядок осуществления высшего надзора за законностью в новых исторических условиях. Однако, эти нововведения не носили существенного характера и не оказали заметного влияния на деятельность прокуратуры по укреплению законности и правопорядка.

В связи с предоставлением обвиняемым права на защиту в суде, Конституция СССР впервые определила цели и задачи адвокатуры. В развитие Конституции Верховный Совет 30 ноября 1979 г. принял Закон «Об адвокатуре СССР». Однако, новое законодательство сохранило руководящую роль государства коллегиями адвокатов.

Особое место в Конституции 1977 г. занимает проблема соотношения государства и личности. Об этом шла речь в шестой и седьмой главах второго раздела Конституции. В них содержались нормы о гражданстве в СССР, о равноправии советских граждан, которое должно обеспечиваться государством во всех областях жизни. Установлены основные права, свободы и обязанности граждан СССР, а также гарантии их осуществления.

Одним из важнейших прав оставалось право на труд. Конституция СССР 1977 г. подчеркнула, что право на труд включает в себя и право на выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, подготовкой и образованием.

Важнейшим правом являлось право на отдых. Новая Конституция подчеркивала, что это право обеспечивается 41-ой часовой рабочей неделей. Новая Конституция включала в себя и ряд новых конституционных прав и свобод граждан. Это право на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, свободу научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, право вносить в государственные и общественные организации предложений об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Одновременно Конституция закрепляла дополнительные гарантии предоставленных гражданам прав и свобод. Так, право на образование обеспечивалось осуществлением всеобщего обязательного образования. Право на материальное обеспечение гарантировалось социальным страхованием рабочих, колхозников и служащих, пособиями по временной нетрудоспособности. Право на жилище обеспечивалось развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением жилой площади, невысокой платой за коммунальные услуги.

Новая Конституция обеспечивала использование свободы совести, запретив возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями.

Конституция СССР 1977 г. (ст. 65) обязывала граждан уважать права и законные интересы других лиц; быть непримиримыми к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка. Статья 67 установила обязанность советских граждан беречь природу, охранять ее богатства, а статья 68 говорила о том, что забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан СССР.

Однако, эти провозглашенные Конституцией СССР 1977 г. права и свободы не соответствовали реальным, то есть существовавшим в советском обществе, отношениям.

В целом же, принятие Конституции СССР 1977 г. создавало определенные предпосылки для дальнейшего социально-экономического и политического развития страны. Однако ряд прогрессивных норм, заложенных в Конституции СССР, не удалось своевременно реализовать.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 


Возврат к списку