Вернуться к обычному виду

Организация проведения публичных слушаний

06.02.2024

Организация проведения публичных слушаний

 

Организация публичных слушаний является отдельной темой для обсуждения. Она должна обеспечивать принципы демократии и участия граждан в процессе принятия решений. Организационные меры должны быть нацелены на обеспечение открытости и доступности для широкой аудитории участников, а также на обеспечение прозрачности в процессе принятия решений.

Важным аспектом проведения публичных слушаний является обеспечение конструктивного диалога между участниками. Данный диалог помогает выявить различные точки зрения и обеспечивает их учет при принятии решений. Однако, конструктивность диалога может быть нарушена в случае наличия в различных группах интересов негативных сентиментов или ультимативного подхода к обсуждаемому вопросу. В таких случаях организаторы слушаний должны принять меры для сохранения адекватности диалога.

Учитывая сложность и значимость вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, для качественного и всестороннего их рассмотрения, выявления различных точек зрения населения, систематизации позитивных предложений и т.д. необходимо тщательно планировать и готовить публичные слушания с привлечение экспертов, специалистов, авторитетных жителей муниципального образования, представителей различных политических сил и общественных объединений. Проведение этих работ требует не только организационных, информационных, аналитических, но и финансовых ресурсов на всех этапах подготовки публичных слушаний.

Особенно большие ресурсы требуются в крупных муниципальных образованиях с численностью населения более 100-150 тыс. избирателей. В таких муниципальных образованиях существенные трудности могут быть связаны с организационными вопросами: определение системы представительства жителей, участвующих в проведении публичных слушаний. Реально при рассмотрении наиболее актуальных вопросов местного значения число потенциальных участников таких слушаний может значительно превышать разумные численные пределы таких собраний. В этих случаях может быть рекомендована система представительства интересов жителей через создание консультативно-совещательных органов при представительном органе местного самоуправления или главе муниципального образования. В состав указанных совещательных органов в зависимости от темы предстоящего обсуждения могут включаться:

· представители общественных организаций, партий, профессиональных и творческих союзов, действующих на территории муниципального образования;

· представители предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования;

· представители органов территориального общественного самоуправления;

· независимые эксперты;

· заинтересованные жители муниципального образования.

Указанные представители могут образовывать постоянно действующую консультативно-совещательную коллегию (совет) муниципального образования. Коллегия может образовывать группы по направлениям своей деятельности. В число основных полномочий коллегии могут входить следующие:

· подготовка предложений представительному органу местного самоуправления и главе муниципального образования по следующим вопросам:

· подготовка предложений по нормам и порядку делегирования жителей на публичные слушания;

· подготовка экспертных заключений по проектам муниципальных правовых актов, выносимых на публичные слушания;

· подготовка проекта повестки дня публичных слушаний и порядка выступлений на публичных слушаниях;

· подготовка предложений по составу участников публичных слушаний;

· подготовка заключений по составу документов, выносимых на публичные слушания;

· экспертиза проекта решений публичных слушаний, представление варианта проекта решений публичных слушаний;

· также другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением публичных слушаний.

Организационно-техническое, информационное обеспечение деятельности коллегии должно возлагаться на аппарат представительного органа муниципального образования или на местную администрацию в зависимости от того, каким органом назначены публичные слушания. В небольших муниципальных образованиях функции коллегии могут выполняться непосредственно заинтересованными жителями, представителями политических партий и общественных организации, представителями органов территориального общественного самоуправления. Нормы представителей и порядок их делегирования могут быть установлены в муниципальном правовом акте, либо каждый раз при подготовке публичных слушаний по отдельному вопросу.

Насыщенность российского общества событиями, связанными с обсуждением стратегических и оперативных вопросов, касающихся интересов и благополучия граждан, стимулирует повышение эффективности использования механизма проведения публичных слушаний. Этот инструмент, занявший достойное место в системе механизмов социально-государственного управления, своеобразный и уникальный по своим функциональным возможностям инструмент, обеспечивающий демократизацию процесса принятия решений и укрепление гражданского общества.

На сегодняшний день действующее законодательство разделяет субъекты инициативы проведения публичных слушаний на две категории: уполномоченные органы определенной территории и заинтересованные лица. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Органы государственной власти могут выступать в роли организаторов инициирования публичных слушаний на территории, на которую они распространяют свое действие. Уполномоченные органы имеют полномочия, предоставленные законодательством, для проведения публичных слушаний.

Органы местного самоуправления также выступают как субъекты инициативы проведения публичных слушаний. Они имеют право принимать решения о проведении слушаний на территории своей компетенции, если это касается местных проблем и интересов жителей. Как правило, органы местного самоуправления активно используют этот инструмент при создании и реализации муниципальных программ.

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

граждане, которые проживают в границах МО;

представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;

глава администрации МО.

В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:

письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;

правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;

предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;

дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;

другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.

Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.

В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.

Таким образом, заинтересованные лица также имеют право инициировать проведение публичных слушаний по вопросам, касающимся их интересов. Это могут быть отдельные граждане или общественные организации. В этом случае они должны обратиться к уполномоченным органам с соответствующей петицией. Если количество подписавших достигает установленной законодательством нормы, уполномоченные органы обязаны провести публичные слушания.

Институт проведения публичных слушаний необходим для укрепления гражданского общества и демократизации процесса управления в России. Он значительно улучшает качество принимаемых государственных решений и обеспечивает подлинную участие граждан в политическом жизни страны.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 

 


Возврат к списку