Вернуться к обычному виду

Обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду

13.03.2024

Обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду

 

Статья 2 Конституции РФ закрепляет за государством обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, соответственно у государства возникает корреспондирующая обязанность относительно право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, поскольку указанное право признается одной из высших ценностей и подлежит соблюдению и защите со стороны государства. Думается, что принадлежность данной обязанности государству связано с тем, что вопросы экологии являются достаточно масштабными и могут значительно влиять не только на отдельных граждан, но и в целом на государство, соответственно реализация данной обязанности есть проявление основных функций государства по обеспечению безопасности.

Возможность каждого гражданина реализовать свои конституционные права есть проявление демократического государства, основное направление в деятельности которого не только защита территории прочие аспекты, но реализация гражданами своих конституционных прав. В этой связи логичным является вопрос из каких аспектов состоит право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Во-первых, это право на благоприятную среду. Во-вторых, право на достоверную информации о ее состоянии. В-третьих это возмещение ущерба, причиненного здоровью либо имуществу человека экологическим правонарушением.

Следует обратить внимание на положения ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым у субъектов права на благоприятную окружающую среду существуют соответствующие механизмы реализации.

Так, по вопросам охраны окружающей среды граждане могут, как создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, так и обращаться с защитой своего права в органы государственной власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления или подать исковое заявление о возмещении вреда окружающей среде.

Анализируя непосредственно весь перечень возможностей граждан реализовать свое право на благоприятную окружающую среду необходимо отметить тот факт, что перечень является открытым, оставляя гражданам возможность реализовать свое право иным способом, не противоречащим уголовному, административному и иному законодательству РФ

Так, в качестве примера следует обратить внимание на ФЗ «Об охране окружающей природной среды». Указанный нормативно-правовой акт устанавливает такую форму реализации права на благоприятную окружающую среду как общественный экологический контроль «в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды».

Следует обратить внимание на то, что все экологические права преследует одну цель, направленную на обеспечение соответствующего конституционного права на благоприятную окружающую среду. При этом следует говорить о взаимосвязи экологических прав между собой, поскольку реализация одного права является предпосылкой осуществления другого.

В качестве примера следует отметить взаимосвязь права получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом участвовать в принятии экологически значимых решений. Кроме того, эта информация должна быть общедоступной. Общедоступность указывает на то, что такая информация является открытой, а государственным органам и иным организациям не разрешается отказывать в предоставлении соответствующих данных гражданам.

Говоря о создании общественных объединений, следует отметить, что законодателем в ФЗ «Об охране окружающей природной среды» были прописаны основополагающие права и обязанности, раскрывающие цель создания таких объединений защита права граждан на благоприятную окружающую среду.

Следует отметить, что особое место в системе обеспечения зашиты прав граждан на благоприятную окружающую среду является право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По своему характеру данное право является имущественным и производным от права на благоприятную окружающую среду и от права на жизнь и права на здоровье. Это обусловлено тем, что здоровье и жизнь человека во связаны с состояние окружающей среды, при этом особое внимание заслуживают ситуации, связанные с возникновением различных катастроф природного, техногенного и иного характера. При этом, если речь идет, например о техногенной катастрофе, то представляется возможным говорить о возникновении права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, что отличается рядом проблем при реализации, которые являются следствием того, что на законодательном уровне не закреплено понятия экологического вреда.

Так, например, право на охрану здоровья содержится в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 18) и обеспечивается, в том числе, и охраной окружающей среды. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8) предоставляет гражданам право на благоприятную среду обитания, не оказывающей на человека какого-либо негативного влияния. Ведь "здоровая" окружающая среда – это важная составляющая "благоприятной" окружающей среды, качество которой должно обеспечивать устойчивое функционирование естественных экологических систем. Право на радиационную безопасность самым тесным образом связано не только с жизнью людей, но также и с состоянием окружающей среды, поэтому его также можно включить в содержание права на благоприятную окружающую среду (ФЗ «О радиационной безопасности населения»). Право на экологическую безопасность обуславливается чрезвычайными ситуациями, которые влекут за собой множество отрицательных экологических последствий; оно подразумевает под собой возможность защиты жизни, здоровья и имущества граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» указывает на право малочисленных коренных народов на защиту своей исконной среды обитания в связи с ее уникальностью.

Так, например, мониторинг окружающей среды является важным условием реализации исследуемого нами права. Он определяется как наблюдение и изучение окружающей среды. Это влечет за собой объективные наблюдения, дающие достоверные данные, которые, в свою очередь, дают ценную информацию. Мониторинг окружающей среды можно определить как установление наблюдения за природными процессами или антропогенными изменениями. Обычно это включает в себя измерение, управление, обработку, анализ, моделирование, визуализацию и распространение данных об окружающей среде. Конечной целью экологического мониторинга является сознательное предотвращение ущерба окружающей среде и поддержание ее устойчивого качества. Весь процесс мониторинга по существу требует, чтобы было проведено наблюдение или измерение определенных показателей окружающей среды в течение определенного периода времени. Это может производиться через регулярные или нерегулярные промежутки времени в зависимости от характера наблюдаемого явления. Выборки времени позволяют делать выводы и формировать модели изменений окружающей среды в динамике. Достоверность показателей зависит от точности измерений, количества и продолжительности периодов наблюдения.

Таким образом, необходимо отметить, что право на благоприятную окружающую среду является особенным и специфичным по своему содержанию, поскольку оно нацелено на ежедневное регулирование и контроль взаимоотношений человека и природы.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 

 


Возврат к списку