Вернуться к обычному виду

Внесудебная защита право на благоприятную окружающую среду

13.03.2024

Внесудебная защита право на благоприятную окружающую среду

 

Существенное значение для эффективной реализации права на благоприятную окружающую среду имеет механизм его защиты. В юридической литературе выделяет два основных способа защита данного права: посредством обращения в различные государственные органы и структуры (государственная защита), а также самозащита.

Защита права на благоприятную окружающую среду с помощью государственных институтов, в свою очередь, подразделяется на внесудебную и судебную. Внесудебная форма защиты часто также именуется административно-правовой. К числу такого рода способа защиты следует отнести, во-первых, административный порядок обжалования решений и действий (бездействий) органов исполнительной власти вышестоящему должностному лицу, во-вторых, специфические формы государственного контроля и надзора за законностью действий органов исполнительной власти со стороны Президента РФ и Правительства РФ, а также федеральных министерств, в-третьих, прокурорский надзор за соблюдением законов, и, в-четвертых, нельзя не отметить фигуру Уполномоченного по правам человека в РФ.

Организационную основу административно-правового способа защиты права на благоприятную окружающую среду составляют органы исполнительной власти, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. Результативность деятельности таких органов напрямую зависит от правильного и грамотного распределения обязанностей и функций в их системе.

Административный порядок обжалования решений и действий органов исполнительной власти регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии с данным нормативно-правовым актом, гражданин должен направить обращение в компетентный орган государственной власти и компетентному лицу, то есть тем, к непосредственному ведению которых относится разрешения поставленных вопросов. В противном случае, такие государственные органы и должностные лица обязаны в течение семи дней направить обращение в соответствующий орган с обязательным уведомлением об этом заявителя. Сам же срок рассмотрения обращения должен составлять не более 30 дней. Однако здесь не будет лишним еще раз упомянуть о проблемах соблюдения срока со стороны государственных органов и должностных лиц, о которых было сказано в предыдущем параграфе. Кроме того, необходимо отметить, что не допускается подача жалобы в адрес тех должностных лиц, действия которых непосредственно обжалуются. Иными словами, жалоба на какое-либо конкретное должностное лицо должна быть направлена вышестоящему субъекту. Также следует сказать о том, что само обращение граждан может быть в 3 формах: жалоба, предложение или заявление. Если коротко охарактеризовать каждую из трех форм, то жалоба – это просьба о восстановлении или защите нарушенных прав гражданина, предложение – рекомендация по совершенствованию какого либо закона или деятельности органов государственной власти, а заявление представляет собой просьбу о содействии в реализации прав человека. Тем не менее, несмотря на различия в содержании и сущности всех трех форм обращений, в любом случае, государственные органы и должностные лица обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение поступившего обращения, вправе запросить необходимые материалы и документы, а также должны принять всевозможные меры для устранения нарушений прав человека и гражданина, либо для предупреждение таких нарушений.

Говоря об административно-правовых способах защиты анализируемого права, невозможно не упомянуть об институте омбудсмена (Уполномоченного по правам человека РФ). Как известно, основным направлением его деятельности является рассмотрение жалоб граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Отличительной особенностью правового статуса Уполномоченного является его независимость и неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам. Несмотря на то, что он не имеет права привлекать к юридической ответственности, не наделен какими-либо властными полномочиями, директивными мерами воздействия на государственные органы и должностные лица, Уполномоченный по правам человека, тем не менее, активно взаимодействует с теми государственными структурами, которые такими полномочиями и правами обладают. Не принимая во внимание тот факт, что такие обращения Уполномоченного к должностным лицам носят только лишь рекомендательный характер, так или иначе они все же предпринимают меры для устранения допущенных нарушений прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на благоприятную окружающую среду.

Еще 11 лет назад в Докладе по результатам деятельности Уполномоченного по правам человека за 2009 год вопросы охраны окружающей среды не затрагивались. Однако в настоящее время роль Уполномоченного в механизме защиты права на благоприятную окружающую среду значительно возросла. Об этом свидетельствует тот факт, что по инициативе Уполномоченного по правам человека в РФ в июне 2019 был созван круглый стол, на тему «Защита права на благоприятную окружающую среду в РФ». Главным предметом обсуждения стали вопросы соблюдения и защиты данного права, отразившиеся в специальном докладе федерального омбудсмена. Кроме того, по словам Владимира Лозбинева (руководителя рабочего аппарата Уполномоченного), в 2018 году к государственному правозащитнику поступило 1609 обращений в связи с нарушением права на благоприятную окружающую среду. Каждое десятое являлось коллективным (139 обращений). А в I квартале 2019 года уже было зарегистрировано 263 обращения по данным тематикам.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что в целом механизм административно-правовой формы защиты права на благоприятную окружающую среду очень разнообразен. Его реализация связана не только с деятельностью государственных органов исполнительной власти, но также и с функционированием специализированной природоохранной прокураты, надзирающей за законностью принятых решений и действий, и с не малозначимой фигурой Уполномоченного по правам человека в РФ. Однако на данном этапе развития общества эффективность и результативность административного способа защита исследуемого права указывает на наличие ряда проблем и недостатков, которые необходимо устранять посредством принятия соответствующих мер.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 

 


Возврат к списку