Вернуться к обычному виду

Система правовых средств, обеспечивающих права каждого на благоприятную окружающую среду

13.03.2024

Система правовых средств, обеспечивающих права каждого на благоприятную окружающую среду

Для обеспечения и реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду следует обратить внимание на соответствующие правовые средства, под которыми подразумеваются  соответствующие инструменты, основная цель которых направлена на достижение интересов субъектов права.

Одна из основополагающих задач правовых средств, которыми являются нормы и принципы права, нормативно-правовые и правоприменительные акты, права и обязанности и прочее, заключается в достижении целей правового регулирования. Стоит отметить, что правовые средства это созданные и обеспеченные государством возможности усиления позитивных регулятивных факторов и устранения негативных факторов.

Правовые средства выполняют функцию универсального базиса, из которого выстраивается система права.

Существенное значение для эффективной реализации права на благоприятную окружающую среду имеет механизм его защиты, включающий в себя систему правовых средств, обеспечивающих его претворение в жизнь.

Рассмотрим детально отдельные эколого-правовые средства.

Актуализация определения сущности экологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов обусловлена интенсификацией промышленной деятельности в России. Согласно данным Росгидромета масштабы изменения климаты критические. На территории России за 2022 год выросли средние температуры значительно быстрее, чем в остальном мире. В России отмечается сокращение снежного сезона, тают ледники Северного Кавказа, регулярно отмечается экстремальное количество осадков. Экологи отмечают сверхинтенсивный рост концентрации парниковых газов, которые оказывают непосредственное воздействие на таяние арктических льдов. Данные показатели свидетельствую о неэффективности реализации экологических правовых норм. Решением указанной проблемы, в том числе, служит активизация роли экологической экспертизы правовых актов в России.

Экологическая экспертиза законопроектов по своей сути играет важнейшую роль в охране окружающей среды. Она заключается в проведении комплексного анализа законопроекта, как сущностного результата его принятия и осуществления, с учетом прямых и косвенных результатов воздействия на окружающую среду. С учетом анализа итоговое заключение определяет степень соразмерности позитивных и негативных экологических последствий принятия законопроекта, что впоследствии должно первостепенно учитываться при решении вопроса о легализации законопроекта.

Экологическая экспертиза законопроектов имеет превентивную цель – пресечь нарушение экологических норм. Экологическая экспертиза принципиально определяет неотъемлемую вредность производственной деятельности, иного хозяйства, целью которой выступает проведение независимой оценки воздействия на правовую и экологическую среду законопроекта и пресечению вредоносного вторжения в природную среду.

Мониторинг окружающей среды определяется как наблюдение и изучение окружающей среды. Это влечет за собой объективные наблюдения, дающие достоверные данные, которые, в свою очередь, дают ценную информацию. Мониторинг окружающей среды можно определить как установление наблюдения за природными процессами или антропогенными изменениями. Обычно это включает в себя измерение, управление, обработку, анализ, моделирование, визуализацию и распространение данных об окружающей среде. Конечной целью экологического мониторинга является сознательное предотвращение ущерба окружающей среде и поддержание ее устойчивого качества. Весь процесс мониторинга по существу требует, чтобы было проведено наблюдение или измерение определенных показателей окружающей среды в течение определенного периода времени. Это может производиться через регулярные или нерегулярные промежутки времени в зависимости от характера наблюдаемого явления.

Экологический мониторинг представляет собой часть экологического контроля, осуществляющего единый механизм охраны окружающей среды.

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Минсельхоз России и др.) и подведомственные им федеральные службы и агентства. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции при осуществлении экологического мониторинга формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают её функционирование; взаимодействуют с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов РФ; осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов РФ сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Информация, полученная при экологическом мониторинге, используется при: разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений; разработке федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды.

В России действует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕСЭМ). ЕГСЭМ функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.

Также перспективным явлением в сфере экологического контроля государством выступает принятие федеральной научно-технической программы по экологическому развитию России на 2021-2030 год. Определены цели программы, основной из которых является повышение уровня научной разработанности и технической деятельности в области экологического и климатического развития и изменений, соответственно. Должны быть разработаны наукоемкие технологические решения, направленные на решение вопросов обеспечения экологической безопасности, выработки механизма адаптации к климатическим изменениям, разработка эффективных средств обеспечения снижения выбросов парниковых газов, снижение их негативного воздействия. Программа в большей степени направлена на разработку систем мониторинга, моделирования и прогнозирования изменений окружающей среды. Однако необходимо отметить, что на наш взгляд, мониторинг не будет эффективным без правотворческой и правоприменительной деятельности. Поэтому данную программу можно обозначить как номинальным учреждением созерцания учеными негативного изменения климата и иных экологических сфер.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

Возврат к списку