Вернуться к обычному виду

Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

13.03.2024

Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

 

Система государственных мер представляет собой совокупность взаимосвязанных качественно-количественных характеристик правовой действительности, описывающих состояние и динамику правовых явлений как изнутри, с позиций содержания и значения этих явлений, так и извне – с позиций действия и границ явлений в объективной действительности.[1]

В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» субъектами системы государственных мер выступают органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица. Следует отметить, что перечисленные категории лиц наделены обязанностью осуществлять максимальное содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды, поскольку обязанностью государства является обеспечение реализации права на благоприятную окружающую среду.

Проводя детальный анализ статьи, выявлено, что рассматриваемые нормативно-правовой акт не затрагивает вопрос относительно санкций в отношении должностных лиц. Думается, степень ответственности и соответствующие наказания установлены законодателем в отраслевом законодательстве. Иначе говоря, к должностным лицам применяются меры ответственности, установленные административным, уголовным, трудовым и другим отраслевым законодательством.

Думается, что для наглядности следует привести ряд примеров. Так, ответственность за нарушение права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды содержится в ст. 8.5 КоАП РФ и предусматривает санкцию в виде административного штрафа на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Затрагивая вопрос об уголовной ответственности в области нарушения указанного выше права, то стоит обратить внимание на ст. 237 УК РФ, в которой наказание является гораздо более суровым, что отвечает духу уголовного законодательства. Так, предусматривается наказание в виде штрафа размером от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или размером заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Однако, меры наказания, применяемые в случае, если правонарушение или преступление будет доказано в судебном порядке, не могут восстановить весь причиненный ущерб. В этой связи необходимо отметить, что экологическое законодательство предусматривает меры защиты права граждан на благоприятную окружающую среду, основная цель которых заключается непосредственно в устранении негативных последствий деятельности человека, общества и государства на окружающую среду.

Реализация экологических прав составляет два блока гарантий: общесоциальные и специальные (юридические гарантии).

Говоря о первом блоке, следует отметить, что туда входят политические, экономические и духовные гарантии на реализацию каждым своих экологических прав.

Примером политической гарантии права каждого на благоприятную окружающую среду участие граждан в деятельности политических партий, основной целью которых является достижение экологического комфорта и благополучия.

Говоря об экономических гарантиях права каждого на благоприятную окружающую среду, ярким примером отражающим суть данной гарантии, а именно такой уровень развития общества, при котором неблагоприятные факторы воздействия на окружающую среду сведены к минимуму, являются положения ст. 14 Закона предоставление налоговых и иных льгот.

Говоря о духовных гарантиях при реализации права на благоприятную окружающую среду, то обратить внимание следует на повышение экологической культуры, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний населения в сфере экологии.

Говоря о юридических гарантиях прав каждого на благоприятную окружающую среду, следует отметить, что под данным термином подразумевается совокупность взаимосвязи государственно-правовых условий и средств их осуществления. Так, речь идет как и нормативно-правовых актах, так и о деятельности государственных органов, основная деятельность которых направлена на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.

Следует отметить также ст. 1084-1094 ГК РФ, на основании которых представляется выделить гражданско-правовые гарантии регулирующие порядок возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан. Так, в случае совершения какого-либо экологического правонарушения у потерпевшего гражданина есть возможность потребовать, а у виновного обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Гражданское законодательство устанавливают порядок такого возмещения, а также особенности возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей среды.

Следует отметить и административно-правовые гарантии, содержание которых заключается в осуществлении органами государственного и муниципального управления и их должностными лицами ряда юридически значимых действий.

Отраслевые гарантии наполняют более глубоким смыслом права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, а сами содержатся в ином природоохранном и природоресурсном законодательстве. К числу наиболее значимых и важных специальных юридических гарантий относятся экологические гарантии, выражающиеся в таких институтах как государственная и общественная экологическая экспертиза, государственный и общественный экологический контроль и надзор (в частности, особенно следует отметить недавно появившийся институт общественного экологического инспектора), определенные таксы и методики подсчета вреда, причиненного окружающей среде, институт приостановления и прекращения экологически вредной деятельности и другие правовые институты.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в целом система гарантий права на благоприятную окружающую среду достаточно обширна и разнопланова. Следует отметить, что законодателем были приведен обширный спектр механизмов ответственности в случае нарушений в области экологических прав: начиная от конституционно-правовых гарантий и заканчивая отраслевыми. Однако на данном этапе развития общества реализация многих средств и условий защиты и обеспечения данного права затруднена. Такие трудности вызваны в первую очередь правовым нигилизмом, как должностных лиц, так и граждан. Кроме того, негативное влияние оказывает также и политическая сфера государства, направленная на первоочередное развитие экономики страны, оставляя на втором плане экологию и охрану окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду будет действенным только тогда, когда будет в полной мере обеспечено материальными и юридическими гарантиями.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 

 




[1] Бабаев В.К. и др. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / под редакцией В. К. Бабаева. М. : Издательство Юрайт, 2019. 374 с.




Возврат к списку