Вернуться к обычному виду

Понятие конституционного права на благоприятную окружающую среду

13.03.2024

Понятие конституционного права на благоприятную окружающую среду

 

Понятие права на благоприятную окружающую среду, так же как и понятие экологических прав, разнообразно толкуется в научной литературе и правовой доктрине, даже, несмотря на законодательное закрепление определения важной составляющей этого права - категории «благоприятной окружающей среды» в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Стоит упомянуть, что вероятной причиной отсутствия терминологического единства в области международного права по вопросу определения благоприятной окружающей среды, могут быть, в том числе различный уровень состояния экологического законодательства, а также отсутствие единого мнения ученых в данной области.

Несмотря на отсутствие единого мнения по поводу понятия экологических прав, все учёные и авторы едины во мнении о том, что центральное место в их системе принадлежит праву на благоприятную окружающую среду. Обуславливается это тем, что данное право затрагивает основы жизнедеятельности человека, вытекая из наиболее значимого субъективного права человека – права на жизнь. Кроме того, следует отметить ведущее место и роль анализируемого права в системе различного рода (административных, правовых и экономических) механизмов стимулирования экологической деятельности, причем как государства, так и отдельных организаций и граждан.

Историческое развитие и возникновение права человека на благоприятную окружающую среду в отечественном законодательстве берет свое начало в постреволюционный период. Именно в Декрете от 27 октября 1917 г. «О земле», Декрете ВЦИК от 27.05.1918 г. «О лесах» законодательно зафиксированы основы природоохранных норм, что приводит к возникновению соответствующего правового института.

Следует отметить, что до Конституции СССР 1977 года развитие экологического права не происходило. Однако, Конституция 1977 года является поворотной в этом смысле, поскольку она определяла взаимодействие государства, человека и природы, посредством введения понятия «окружающая среда» и закрепления интересов общества в области сохранения благоприятной окружающей среды. Ключевым аспектом являлась обязанность граждан беречь и охранять природу.

Аналогичная обязанность государства по сохранению окружающей среды была зафиксирована в 1991 году в Декларации прав и свобод человека и гражданин.

Логичным развитием стало закрепление в тексте актуальной Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, государство является гарантом благоприятной окружающей среды. Однако, следует отметить, что в самом тексте Конституции РФ не сформулировано подробное содержание термина «благоприятная окружающая среда». Для понимания того, что имеется ввиду под указанным термином, стоит обратиться к системному толкованию и проанализировать совокупность ст. 9, ст. 42 и ст. 58 Конституции РФ. Так, вероятно, что «благоприятная окружающая среда» подразумевает под собой сохранение природных ресурсов, позволяющих вести такой образ жизни и деятельности, при котором не будет нанесен вред человеку.

Дальнейший анализ конституционных норм об благоприятной окружающей среде позволяет выявить одновременное использованием в Конституции два самостоятельных понятия: «природа» и «окружающая среда», которые не дифференцированы в тексте Основного закона. Однако, фактом является то, что эти понятия различны по своему содержанию, что вытекает из нормативно-правовых актов, раскрывающих положения Конституции, что собственно является достаточно логичным, поскольку Конституция лишь формулирует основные права, обязанности и гарантии, не раскрывая детального содержания.

С целью развития конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду законодателем были созданы такие нормативно-правовые акты, как Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Обращая внимание на положения ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует отметить, что законодателем в полной мере раскрываются такие понятия как окружающая среда и природная среда.

Окружающая среда представляет собой совокупность физических, химических и биотических факторов, воздействующих на организм или экологическое сообщество и в конечном счете определяющих его форму и выживание.

Природная среда включает в себя все живые и неживые объекты, образованные естественным образом, то есть в данном случае не искусственные. Эта среда охватывает взаимодействие всех видов живых организмов, и природных ресурсов, влияющих на выживание человека и его экономическую деятельность.

В отличие от природной среды искусственная среда, являющаяся составляющей окружающей среды. Искусственная среда — это место, где люди коренным образом изменили ландшафты, создали городские условия и провели преобразование сельскохозяйственных земель. Природная среда значительно изменена в упрощенную для жизнедеятельности человека среду.

Таким образом, подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что в Российской Федерации каждому гражданину гарантируется конституционное право на благоприятную окружающую среду. При этом, историческое развитие данного права было постепенным: начиная от единичных упоминаний окружающей среды как таковой и заканчивая полноценным закреплением в Основном законе государства. Так, именно с Конституцией 1993 года право на благоприятную окружающую среду обрело особый смысл, поскольку данное право не только декларируется, но реализовывается на практике. Право на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ, а содержание данного права, его составляющие раскрываются законодателем в соответствующим нормативно-правовых актах, что является абсолютно логично и целесообразно. В целом следует ответить, что именно в современном историческом периоде особую актуальность и востребованность представляет право на благоприятную окружающую среду.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев

 

 


Возврат к списку