Правовые основания международной договорной правоспособности субъектов Федерации
06.06.2024
Правовые основания международной договорной правоспособности субъектов Федерации
Право налаживать внешнеэкономические отношения с другими государствами, также заключать международные договоры относится к ключевому полномочию субъектов Федерации в сфере реализации их международной правосубъектности, в отношении которого идут ожесточенные дискуссии в конституционном праве. Многие исследователи считают, что само по себе заключение международных договоров – может считаться ключевым признаком международной правосубъектности. Не случайно в конституциях федеративных государств подчеркивается, прежде всего, наличие или отсутствие полномочия члена федерации заключать международные договоры публичного права. Конституции федеративных государств отличаются в этой части именно по признаку наличия у субъектов федерации полномочия заключать по ряду вопросов международные договоры. Вместе с тем, международная практика субъектов федераций по участию в международных договорах публичного права – является достаточно разнообразной, порой противоречивой и не отличается международно-правовой определенностью. В различных федерациях в соответствии с федеральным национальным законодательством такая практика может допускаться или нет, но национальное законодательство об участие субъектов федерации в международных договорах может отличаться на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации, или вообще там отсутствовать. В конституционном праве зарубежных стран отмечается, что в мире существует лишь несколько федеративных государств, в которых для субъектов, входящих в их состав, национальное законодательство прямо предусматривает возможность заключать международные договоры. Но и здесь в доктрине нет единства. Это является следствием специфики международной практики субъектов федераций, а также различной юридической оценки такой практики. Так, отдельные исследователи в этой связи называют ФРГ, Швейцарию и Австрию. Вместе с тем, безусловно, что подобное право касается довольно ограниченного круга вопросов (пограничные, культурные, полицейские, социально-экономические связи) и реализуется под контролем федерального правительства. Отдельные авторы отмечают, что при реализации этого правила возникает немало юридических проблем, потому что федеральное законодательство как имеющее высший юридический приоритет над региональным, сделает невыполнимым любой международный договор субъекта Федерации; или же международный договор, заключенный субъектом федерации, окажется невыполнимой, если будет противоречить международному обязательству федерации". Мировая практика заключения субъектами федерации международных договоров во многих случаях не только провозглашена федеральным законодательством, но и реально существует, что означает реализацию международной договорной правосубъектности субъектами Федерации. Причем такая практика может быть даже шире конституционно-правовых ограничений, возлагаемых в этой части на таких субъектов федераций. Международно-правовая основа договорной правосубъектности субъектов федерации берет начало с Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. В соответствии со статьей 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.: "каждое государство имеет правоспособность заключать договоры". Однако непосредственно о субъектах федераций в документе речь не идет. Таким образом, вопрос суверенности субъектов федерации – является одним из ключевых в науке конституционного права. В практике большинства государств его обычно предлагают решать либо путем проведения деления суверенитета между федеративным государством и его субъектами, или путем признания параллельного существования двух суверенитетов – федерального суверенитета и – субъекта федерации. В очень ограниченных случаях субъекту Федерации отказывают в признании его суверенитета. Если субъекты наделены исключительно делегированными полномочиями, то мы не можем говорить о федеративном устройстве в полном смысле этого слова. Поэтому на самом деле субъекты Российской Федерации пользуются определенными суверенными правами. Основным аргументом, применяемым в российской практике для распространения сферы действия Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. на субъектов Российской Федерации является отсутствие в перечне ст. 6 Конвенции указание именно "субъектов Федерации", что по мнению ряда авторов, означает, что статья 6 не запрещает этим субъектам заключать международные договоры. Другие исследователи международной правосубъектности субъектов Федерации отмечают, что ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров "нельзя понимать так, будто она запрещает заключение международных договоров субъектами федерации. В науке конституционного права также существует мнение, что ст. 3 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. признает способность других субъектов международного права заключать международные договоры, что означает наличие у них международной правосубъектности. Как видим из рассмотренных международно-правовых договоров и научных источников, полномочия субъектов федерации участвовать в международно-правовых отношениях и, в частности, заключать международные договоры имеют исключительно доктринальные объяснения и основываются на отсутствии прямых международно-правовых запретов в этой сфере. Однако международное право пока не содержит ни одной нормы, которая бы создавала правовые основания субъектам федерации становиться субъектами международного права.
Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта» кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев |