Вернуться к обычному виду

Опосредованное участие субъектов федерации в международно-правовых договорах

06.06.2024

Опосредованное участие субъектов федерации в международно-правовых договорах

 

Опосредованная реализация международной договорной правосубъектности субъекта федерации происходит через распространение на субъекта Федерации международного договора, заключенного федеративным государством, или из-за невозможности распространения на него такого договора без применения специальных правовых процедур

В настоящее время по свидетельству большинства исследователей, это является наиболее распространенной международной практикой федеративных государств, минимизирующей желание субъекта федерации самостоятельно заключать международно-правовые договоры с иностранными государствами.

Более того, подобная реализация международной договорной правосубъектности субъекта Федерации присуща всем федеративным государствам, в частности тем, что признают право субъектов федерации осуществлять международно-правовую деятельность из определенного круга полномочий. Для некоторых федераций, например, Индии или США, это будет единственная возможность, а для таких федераций, как Российская Федерация, ФРГ или Швейцарская Конфедерация, она будет дополнять исторически сложившуюся практику непосредственного участия субъектов в международно-правовых отношениях.

Не вызывает сомнений то, что даже участие властных органов субъекта федерации вместе с федеральными органами в соответствующих международных переговорах по заключению международного договора, как правило, не делает такого субъекта самостоятельным в международно-правовой сфере. Кроме того, подобное участие не делает его даже стороной международного договора. Но общая практика реализации в международных отношениях своих полномочий федерациями и их субъектами является достаточно разнообразной, что, наверное, свидетельствует об остроте проблемы и демонстрирует уникальность решений, принимаемых по этому вопросу каждый раз в каждом федеративном государстве.

В случае распространения международного договора федеративного государства на соответствующего субъекта федерации, такой субъект может быть признан участником международного договора. Единичные примеры подобных решений существуют, например, в Канаде однажды в соответствии с судебным решением провинция Квебек была признана стороной международного договора – в Нью-Йоркской конвенции о признании и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 года.

Необходимо отметить, что даже в тех случаях, когда только федеративное государство может быть стороной международного договора, то есть когда распределение полномочий исключает заключение договора субъектом федерации, реализация такого международного договора может потребовать непосредственного участия исполнительных и законодательных органов субъекта Федерации. Однако именно федерация, а не ее субъекты как члены, будет оставаться ответственной за выполнение всех своих международных договоров.

Международно-правовая практика наработала здесь несколько вариантов поведения федеративного государства. В частности, в США такие оговорки могут быть использованы федеративным государством для улаживания коллизии полномочий со своими субъектами.

Практика опосредованного участия субъектов федераций в международно-правовых отношениях может быть разнообразной. Например, речь может идти об официальном переносе международно-правовой договорной практики субъектов федерации в политическую плоскость, что в дальнейшем исключает признание по таким международным договорам характера международно-правовых (штаты – в США).

Необходимо отметить, что на современном этапе в РФ возникла распространенная договорная практика субъектов различных федераций, не считающаяся международно-правовой. Кроме договоров с иностранными государствами, субъекты заключали договоры с субъектами других федераций, например, с некоторыми землями ФРГ (Баварией, Боруссией и т.д.), которые, учитывая федеральное законодательство ФРГ, также не могут считаться международно-правовыми. Однако указанная практика не создает оснований для признания международной правосубъектности немецких земель.

Политизация международно-правовых отношений субъектов федерации имеет вполне прагматическую цель - избежание федеративным государством ответственности за их договорную практику и недопущение таких субъектов к отношениям с международно-правовой ответственности, что лишь укрепляло бы для субъектов федерации основания считать себя субъектами международного права.

Следствием разрешения федеративного государства своему субъекту участвовать в международно-правовых отношениях будет ответственность этого государства по следующим международным договорам. Государство не отвечает за невыполнение договорных обязательств политического характера. Таким образом, лишение федеративными государствами своих членов права заключать международно-правовые договоры нужно не только для разрешения возможного конфликта полномочий, а также с целью избежать возможной международно-правовой ответственности за невыполнение международного договора.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев


Возврат к списку